Золотая маска
Например, самая удачная премьера этого года «Враги. История любви» в «Современнике» поставлена израильским режиссером Евгением Арье. И вот на этой неделе есть шанс увидеть его домашнюю постановку «Шесть персонажей в поисках автора» (вт 15, ср 16 марта, 19.00, театр «Гешер», Тель-Авив, Израиль, на сцене «Мастерской Петра Фоменко») по очень сложной пьесе Луиджи Пиранделло. Персонажи брошенной сочинителем на полпути истории жаждут жизни и ищут того, кто мог бы ее продолжить. Трактовали пьесу по-разному: от комедии положений до драмы творения и поисков своего Бога (как это было в знаменитом спектакле Анатолия Васильева). «Гешеровская» версия — о материальности фантазии, которая стремится, воплотившись, стать истиной. Еще одна приметная московская премьера — «Класс Бенто Бончева» Центра драматургии и режиссуры в постановке Михаила Угарова — увидит своего прямого конкурента: «Класс Бенто Бончева» (вт 15 марта, 19.00, Драматический театр им. А. С. Пушкина, Красноярск, на сцене Проекта «Открытая сцена»). Фантазию драматурга Максима Курочкина о том, что в будущем, когда воспроизводство человеческих особей обретет более высокие технологии, чем простое спаривание, потребность в сексе, а уж тем более в любви, может и отпасть, режиссер Олег Рыбкин решает как лирическую комедию именно про любовь. Одним из претендентов на лучший зарубежный спектакль прошедшего сезона была показанная на прошлой «Золотой маске» постановка Гжегожа Яжины смешной и жесткой пьесы молодого польского драматурга Дороты Масловской «У нас все хорошо» — о попытках поляков понять, что же такое «польское». Тема национальной идентификации показалась актуальной и нашим театрам. Московский режиссер Георг Жено поставил «У нас все хорошо» (ср 16 марта, 19.00, Театр юного зрителя им. Ю. П. Киселева, Саратов, на сцене Театра им. А. С. Пушкина) в Саратове. Этот же театр покажет спектакль французского режиссера ЖанКлода Фаля по пьесе Ростана «Сирано де Бержерак» (пт 18 марта, 19.00, Театр юного зрителя им. Ю. П. Киселева, Саратов, на сцене Театра им. А. С. Пушкина). А длинноносых поэтов по московским сценам сегодня гуляет не меньше двух — Максим Суханов в Театре им. Евг. Вахтангова и Александр Домогаров в Театре им. Моссовета. Из более отдаленных сравнений можно привести спектакль «Вавилон» (пн 14, вт 15 марта, 19.00, Польский Театр им. И. Коньечки, Быдгощ, на сцене Центра им. Вс. Мейерхольда). Польский режиссер Майя Клечевская поставила пьесу о природе насилия и жертвенности по пьесе Эльфриды Елинек «Бембиленд». В качестве драматурга Елинек — австрийскую писательницу, лауреата Нобелевской премии — у нас совсем не знают. Зато кто не помнит фильм Ханеке «Пианистка», снятый по ее роману? Ну что же, вот и посмотрим. Не зря же говорят: все познается в сравнении.