Сцена любит молодых
И в зной, и в холод, и в беде, и в радости хор имени М. Пятницкого вот уже 100 лет несет в массы русскую народную песню. В честь такой внушительной даты хор отправился в тур по крупнейшим музыкальным площадкам страны. Перед концертом в Омске художественный руководитель хора Александра Андреевна Пермякова рассказала нам о жизни старейшего национального коллектива страны на сцене и вне нее.
Новый хор
Свое столетие мы встретили первого марта в обновленном составе. На протяжение многих десятилетий хор имени Пятницкого исполнял песни советских композиторов на слова советских поэтов. 20-е, 30-е, коллективизация, электрификация, пролетарское «Прокати нас, Петруша, на тракторе…» (с 1911 до нала 20-х годов хор исполнял исключительно народные песни). Когда меня в 89-м году назначили руководителем, передо мной стояла сложная задача, определить, каким должен быть коллектив 21-го века. Я решила, что пора вернуться к истокам.
Первая песня, которую я принесла в новый репертуар – «Канарейка». Она была очень простая, а работа над ней требовала огромной концентрации. Очень сложно сделать простую песню полноценным художественным произведением.
Второе рождение
Искали людей по областным конкурсам музыкантов. Я не боялась брать 14 – 15-летних и даже ездить с ними в заграничные гастроли. Приходила на паспортный контроль с пачкой доверенностей, в которых родители писали, что доверяют мне жизнь и здоровье своих чад. Мне говорили: «Что, это Государственный академический русский народный хор им. М. Е. Пятницкого?! Да это детский сад!». Но я знала, что со временем они станут профессионалами. Есть у нас в коллективе певцы, которым по 22 года, а они уже 8 лет в хоре. Три молодые девушки из хора уже награждены медалями За заслуги перед отечеством Второй степени.
Об особенностях коллектива
У нас нет разделения «певец-танцор-музыкант». Все артисты хора танцуют на уровне профессиональных танцоров, а танцоры поют. У нас полная взаимозаменяемость. И если необходима какая-то сценическая краска, а я знаю, что тот, кто сейчас танцует, очень чисто интонирует, я обращаюсь к нему. Есть очень темповые плясовые песни где, но у нас годами наработано – ребята могут исполнить три таких песни, а потом затянуть протяжную. И дыхание не собьется.
О спартанских условиях
Чтобы уметь контролировать свое внутреннее состояние, нужно много работать. Как приехали – сразу на сцену: зашли в 3 часа, вышли в 6. Такие репетиции у нас каждый день – звуковые, разводные, ансамблевые… Мы приехали в неполном составе. Примерно, 75 % коллектива. Но это не значит, что приехали самые сильные. Хор достаточно ровный в профессиональном плане. Все хормейстеры, дирижеры – играющие тренеры. Они находятся на сцене. Из зала смотрю только я. Если хор выходит на сцену, даже не знаю, что может прервать их выступление, потоп ли, пожар… Они будут петь, как будто ничего не происходит. Бывали случаи, когда электричество отключалось – пели без микрофонов и в кромешной тьме, как будто ничего не происходит. Так мы обучаем коллектив – сцена есть сцена. «Не могу», «не знаю», «не умею» — этих слов в хоре Пятницкого не существует.
О сибирском характере
У нас 95 артистов из 30 регионов страны. Когда участники коллектива, волнуясь, переходят на диалект, я меня это очень радует. Это говорит о том, что человек находится в гармонии с самим собой. Сибиряки у нас отличаются какой-то особенной рассудительностью. Если задать вопрос темпераментной южанке, она ответит не задумываясь. Сибирячка же 5 секунд подумает, и уже потом ответит. Приходится работать в разных условиях, в разном климате. Сибиряки, надо сказать, очень физически выносливые. У кого-то голова кружится, у кого-то – живот болит. У сибиряка всегда самочувствие в порядке.
О костюмах
Мы настоящий крестьянский хор. Потому у нас нет никаких стразов, парчи, бархата, шифона и так далее. Простые платки, скромные кокошники, прямой пробор и русский сарафан – вот наш наряд. Мы проанализировали все костюмы, которые были в коллективе до 30-х годов – разница только в тканях и в технологии шитья. Ткани отнюдь не дешевые, Бывают разные ситуации: ломается транспорт, опаздываем на выступление. А наши костюмы можно в любой момент достать из сумки и они будет выглядеть достойно сцены. Стараемся в своих нарядах сохранять крестьянскую стилистику.
Красота спасет хор
Девушки в хоре должны быть очень красивыми. Когда мне звонят, я сразу сообщаю: размер одежды – не более 46-го, высокий рост. Девушки у нас чудесные, есть даже королева Красоты Воронежа. Если поют маленькие девушки, значит, они обладают такими голосами, что не взять их в хор – преступление. Берем с 15 лет. Говорят, что исполнительницы русских народных песен к пятидесяти годам только набирают голос. Я считаю, что в 50 лет у певицы уже голос стерся. Сцена любит молодость. А голос в большом коллективе должен быть ровным. Если в хоре рядом стоят разновозрастные люди, это очень заметно. Зритель перестает слушать, а начинает сразу рассматривать.