«Мы занимаемся актерством в попытке отпугнуть смерть».
Вы впервые играете сказочного персонажа. Интересно играть в компании троллей?
Конечно, есть элемент сказки, фантазии, даже фантастики. Но мой персонаж — Пер Гюнт — абсолютно новый, реалистический герой для своего времени. Ибсен заглянул на век-полтора вперед, увидел будущее. Так же, как Достоевский, Ибсен разгадал какой-то человеческий код. Код человека будущего. Код, разрушающий личность. Сохранить себя и остаться человеком — самое трудное в этой жизни.
То есть вы в Пере Гюнте узнаете себя?
Да! Когда я и мои ровесники из ХХI века занимаемся актерством или пишем стихи — это не что иное, как попытка обмануть судьбу, отпугнуть смерть. Такой же попыткой отпугнуть смерть были безудержные фантазии Пера Гюнта из ХIХ века — отпугнуть смерть, чтобы сделать что-то главное в жизни.
Всю жизнь Пер Гюнт без дела не сидел, но так ничего и не сделал. Почему?
Если бы все было так просто, не стоило бы про это ставить и играть. При этом зрители должны сопереживать не нам, а себе. Ведь самое страшное — не то, что люди не ответили на эти вопросы, а то, что они даже не пытаются их себе задавать! Не пытаются искать смысл жизни. Кто я такой? Для чего я? В чем мое предназначение? Что главное? А может, я так и не отвечу на какие-то вопросы, как не ответил на них Пер Гюнт.
Такая трудная роль?
В этой профессии вообще не может быть легко. Если легко — значит, происходит что-то неправильное. Каждый раз учишься заново ходить, говорить и так далее. Здесь, например, трудно присвоить себе текст, который в стихах. Чтобы это не выглядело банальным чтением стихов, с завыванием и расстановками, как это делают поэты, чтобы показать музыку поэзии. А нам важно смысл вытащить.
Марк Захаров, мэтр постановки философских сказок, позволяет вам вмешиваться в сотворение вашего персонажа?
Захаров принимает и пробы, и импровизации! Если даже он говорит: «Не туда идешь!», я всегда могу ответить, что не попробовать не мог, что внутреннее чутье мне подсказывает попробовать именно так. Репетиции — постоянный поиск. Марк Анатольевич — человек сомневающийся, что характеризует его как большого художника.
Пер Гюнт — вторая роль подряд в постановке худрука «Ленкома». Чувствуете ответственность?
Я свою состоятельность предпочитаю доказывать не закулисными интригами и хождением к режиссеру, а исключительно своей работоспособностью. Это редкость большая, поверьте. И я постоянно перепроверяю, правильно ли я делаю. Ищу в своем внутреннем резервуаре те скрытые ресурсы, которые, я знаю, есть. Это — огромное испытание! Я серьезно отношусь к профессии, но не отношусь серьезно к себе. В моих загонах и сомнениях стараюсь сохранять какую-то иронию. И легкость.