Илья Авербух: «Мне хотелось, чтобы спектакль был пронизан тонким юмором. Чтобы в нем была легкость» | Город | Time Out

Илья Авербух: «Мне хотелось, чтобы спектакль был пронизан тонким юмором. Чтобы в нем была легкость»

  28 марта 2011
3 мин
Илья Авербух: «Мне хотелось, чтобы спектакль был пронизан тонким юмором. Чтобы в нем была легкость»
В рамках стартовавшего в этом году непривычно рано фестиваля искусств «Черешневый лес» покажут ледовое шоу «Огни большого города». В спектакле участвуют прославленные фигуристы, которые уже давно стали актерами. Идейный вдохновитель, продюсер и режиссер-постановщик Илья Авербух рассказал Time Out, в чем разница между выходом на спортивную арену и на сцену.


Постановки на льду существуют в мире не первый десяток лет. В чем эксклюзивность вашего проекта?

Конечно, не мы изобрели этот велосипед. Но, на мой взгляд, различные попытки ледовых театральных постановок себя несколько дискредитировали. Это ведь дорогое удовольствие — как правило, все деньги уходят в декорации, костюмы, свет, экономят только на действующих лицах. Поэтому зрители в прекрасных декорациях видят плохо катающихся людей. Мы взялись исправить ситуацию. Родилась идея проекта, который мы называем и ледовым мюзиклом, и ледовым спектаклем, в нем есть даже элементы цирка. И элемент шоу — уникальная возможность увидеть целое созвездие чемпионов.


Почему вы обратились к киноклассике?

Сама история — совсем не из фильма «Огни большого города»! У нас оригинальный сценарий, к которому написана оригинальная музыка. Но образы немого кинематографа близки нам, потому что у нас — не говорящий театр, мы используем исключительно пластику и мимику. С помощью которых и Чаплин заставлял публику хохотать. Образ Чарли Чаплина был выбран в качестве стержневого, потому что для многих поколений, в том числе и для меня, это человек, который, попадая в нестандартные ситуации, всегда найдет легкий выход. Мне кажется, российский театр совершенствуется в основном в области трагедийных постановок. А мне хотелось, чтобы спектакль был пронизан тонким юмором. Чтобы в нем была легкость.


Что происходит с человеком, когда он переквалифицируется из спортсмена в артисты?

Уйдя из спорта, по-человечески, мы резко взрослеем. В жизни спортсмена все подчинено одному результату, а все твое «жизнеобеспечение» берут на себя другие. Поэтому спортсмены не подготовлены к взрослой жизни. Момент выхода из состояния всеобщей детской эйфории у спортсменов наступает после 30. И мне в этом возрасте пришлось пройти путь от человека, который паспорт получал в руки только по приезде в аэропорт, чтобы пройти паспортный контроль и войти в самолет, после чего его у него забирали, чтобы не потерял, до человека, который организовывает такое существование для других.


Какая разница в ощущениях — когда вы выходите на лед ради публики и когда вы выходили ради оценок жюри?

На спортивных состязаниях ты все время находишься на грани нервного срыва. Ответственность колоссальная, потому что в фигурном катании цена ошибки — неимоверная! Второго тайма, как в футболе, у нас нет. И второго раунда, как в боксе. Допустив малейшую ошибку в начале программы, ты ее уже не исправишь.


Хороший актер вам скажет, что даже в тысячный раз он выходит на сцену, волнуясь, как на чемпионате мира.

Если бы он хоть раз на самом деле поучаствовал в соревнованиях мирового уровня, выходы на театральную сцену стали бы для него сплошным удовольствием. А по части артистизма фигуристы никогда не раскрываются на соревнованиях так, как на ледовом шоу. Здесь нет страха ошибки, ты думаешь только о самоотдаче, увидев которую зритель всегда простит тебе какие-то мелкие погрешности.


Не было соблазна самому сыграть Чаплина?

Роль Бродяжки — связующий персонаж всего спектакля. И Марат Башаров — единственный среди нас непрофессиональный фигурист — воплощает ее актерски лучше, чем я.