Данкан Джонс: «Одни увидят кино с хэппи-эндом, другие нечто более мрачное»
В отличие от вашего дебюта «Луна 2112» новый фильм снят по чужому сценарию. Это оказалось легче или сложнее, чем по собственному?
Легче, некоторым образом. Ни с того, ни с сего вдруг возникает ощущение четкости, ясности. Мне больше не надо волноваться, что те или иные сценарные ходы мне нравятся потому, что я уже вложил в них много сил и энергии, и теперь сам себя обманываю. Я могу позволить себе быть объективнее. В то же время возникает и чувство ответственности – правильно ли я понял материал?
А что ты почувствовал, когда прочитал сценарий Бена Рипли?
Меня просто опьянила скорость, на которой движется вся эта история. Она буквально взрывается в самом начале и летит вперед со скоростью 200 километров в час вплоть до самого конца! Мне сразу же захотелось перенести ее на экран. Часть зрителей, выйдя из кинотеатра абсолютно счастливыми, никогда не поймет все связи и скрытые смыслы в фильме, который только что посмотрели. И мне это нравится! «Исходный код» работает на двух уровнях. Одни увидят кино с хэппи-эндом, другие – нечто более интригующее и, возможно, куда более мрачное.
Скажи, а ты сам-то знаешь ответы?
Да! Я знаю, что на самом деле там произошло и могу ответить на все вопросы! Но не сейчас.
Ты, говорят, добавил кое-какие хичкоковские диалоги в сценарий, чтобы сделать кино более легким. А что еще ты в нем изменил?
Я поменял концовку. Оригинальный финал был слишком романтичным и слишком уж голливудским. Мы попробовали оба варианта и, к счастью, мне удалось настоять на своем видении – которое, по-моему, больше соответствует духу настоящего любителя фантастики.
У тебя были опасения, что сюжетная линия отношений отца и сына наверняка вызовет кучу идиотских вопросов о тебе и твоих отношениях с отцом. Ты не хотел поменять ее, выбросить?
Не-а, это никогда меня не беспокоило. Мы с отцом уже дошли до той стадии в отношениях, когда мы не только родственники, но и друзья.
А ты уже показывал ему «Исходный код»? Что он сказал?
Нет, он еще не видел фильма. Но я надеюсь, что мы сможем с ним сходить вместе в кинотеатр в Нью-Йорке, где он живет, когда я в следующий раз там окажусь. И я жду с нетерпением, что он мне скажет.
В последнее время появляется много фильмов о психотропных веществах, «виртуальной реальности», измененных состояниях сознания… «Начало», «Области тьмы», «Трон: наследие», «Исходный код»… Как ты объяснишь возрождение интереса к этим темам?
Хотя подобные идеи были на протяжении всей истории научной фантастики, я думаю, что ты прав: скоро такое кино переживет свое второе рождение. Думаю, что главная заслуга в этом принадлежит новым технологиям. Быть человеком – значит принимать серьезные вызовы, в том числе технологические. Нас ожидает увлекательное будущее.