Информационное меню | Город | Time Out

Информационное меню

  22 апреля 2011
5 мин
Информационное меню
Чем «кормить» своих сотрудников, чтобы они не начали есть друг друга?

Первое, что приходит в голову: если у людей есть время на склоки и сплетни, значит, мало работают. Иногда болтунов и бездельников заставляют провести дополнительную классификацию баз данных или еще какой-нибудь тоскливый кошмар. Какой блестящий ход: гарантированно это съест хотя бы час свободного времени, да и документы будут в порядке. Если бы все закончилось только этим, но слишком хитро человек устроен.

Большинство руководителей обращают внимание на то, занят персонал или бездельничает, но лучше бы беспокоились о другом: какие мысли возникают в голове у человека в рабочее время. А обрывки мыслей там роятся всегда, и чем однообразнее деятельность, тем шире горизонт фантазии.

ИГРЫ РАЗУМА

Современный человек настроен на обработку большого количества новой информации. Если информации становится меньше, человеческий мозг будет изготавливать ее сам. Этот закон уже изучен в психотерапии. Добровольцам создавали условия информационного дефицита на два-три дня. Отпущенного времени хватало, чтобы у людей развивалась паранойя, депрессия или даже галлюцинации. Такие причудливые и жуткие средства оголодавший мозг использует, только чтобы компенсировать нехватку новостей, так почему мы до сих пор пренебрегаем информационным меню? Сходные результаты экспериментов получались у одиночек в специальных капсулах и у дружных семей в уютных бункерах, так что уровень отношений здесь не имеет значения. Имеет значение информация, которая начала иссякать.

Караванщики в пустыне измождены гораздо сильнее, чем офисный планктон, но у них находятся силы, чтобы видеть миражи. Так что дополнительная рабочая нагрузка проблемы не решит. Проще говоря, люди любят новости столь страстно, что на безрыбье готовы их создавать, лишь бы произошло хоть что-то. Поэтому, если в коллективе началась грызня, это еще не значит, что он состоит из негодяев. Скорее всего, люди потихоньку сходят с ума от информационного голода, на основании чего считают друг друга едой, а не коллегами. Простейшая галлюцинация, это излечимо.

ДИЕТА И РЕЖИМ

При условии, что руководство видит в сотрудниках нечто большее, чем нанятых исполнителей, вполне реально обеспечить информационное питание в офисе. О том, каким оно должно быть, знают все: регулярным, полноценным и разнообразным.

Центральной в этой системе является важность информации: что нужно вызубрить, что нужно узнавать каждый день и чем следует интересоваться не чаще раза в неделю. Хорошая самоорганизация встречается редко, а значит, большинству людей это нужно предписывать. Иначе обязательно найдется любопытствующий, который вместо шкалы новых скидок регулярно будет интересоваться, кто и как на него посмотрел в утро понедельника.

Довольствоваться информацией только в рамках своей ответственности современный человек, к сожалению, уже не может. Держитесь крепче: уже вышли из вузов специалисты, которые впервые увидели телевизионную рекламу в младенческом возрасте, а детство и отрочество это племя провело в Интернете и привыкло параллелить несколько информационных потоков одновременно. Что с такими делать дальше?

Только открываться навстречу, и это звучит очень грустно для нашего уставшего бизнеса. Но если вы не запускаете информационный «сериал» об экономических достижениях и целях для своих подчиненных, люди в поисках чего-то новенького обязательно займутся друг другом. Потому что мозг просит питания и потому что это проще, чем думать о деньгах.

МЕНЮ ДЛЯ ДИКАРЕЙ

Далеко не каждой компании нужен блог, и уж тем более корпоративная газета. Их все равно мало кто читает. Однако оповещать сотрудников о публичных интересах и экономических успехах необходимо хотя бы раз в неделю. Думаете, они и так в курсе? Всегда есть компании, чью экономику лучше понимают клиенты, чем персонал. Впрочем, не в одних планерках дело – откровенно говоря, их недостаточно. Людей необходимо вытягивать на уровень выше, чтобы они стали полезнее, и информационный голод в этом деле очень хороший манок.

Инки отдавали золото за безделушки, которые ничего не стоили, но были новыми. Современное человечество ровно по той же причине поглощает новую информацию. Чтобы получать новости, люди даже готовы пойти на компромисс: пусть какая-то тема не интересна им сейчас, но они приучают себя интересоваться ей.

С другой стороны, необходимую для дела внешнюю информацию один человек уже не сможет усвоить в полной мере. Нельзя объять весь мир, особенно когда он открыт. Но несколько незамыленных взглядов могут нащупать пульс действительности, даже не подозревая об этом – было бы предписание и подписка на деловые новости. Обработка внешних информационных потоков сродни намывке золота. Главное, чтобы песчинки стекались в кабинет руководства.

Прожорливость человеческого мозга больше, чем он сам хочет признать, потому что пережевывать интриги и расследования проще. Однако работать с действительно полезными данными может «оголодавший» любого уровня, если только он умеет читать и если есть на то воля вышестоящего. Впрочем, это рискованный шаг: особо информированные сотрудники будут делать самое опасное – генерировать идеи. А это гораздо опаснее подковерной борьбы, потому что чревато развитием.

Но если вы не боитесь этого, стоит подкормить особо легкомысленных сотрудников. Деловых и отраслевых новостей с лихвой хватит каждому, на ознакомление достаточно пятнадцати минут в день – это не нанесет ущерба работе. Оцените результаты эксперимента через месяц: планерки наполнятся новым содержанием, если вы это позволите. Мир воцаряется, когда людям есть что обсудить помимо друг друга, так позвольте им думать об общей пользе.

 

Источник: The Chief-Омск № 3 (апрель)/2011