Странные «Оскары»
В 1941 году «Мальтийский сокол» и «Гражданин Кейн» проиграли крепкой семейной драме из жизни британских шахтеров «Как зелена была моя долина». Объяснялся этот вопиющий случай просто — политикой. В начале 1941 года Америка еще не вступила во Вторую мировую, но симпатизировала братским англосаксам. Война закончилась, а чувство вины осталось. В 1947-м в «лучшие» попал фильм «Джентльменское соглашение». И вовсе не за фирменный стиль режиссера Элиа Казана. Герой Грегори Пека,журналист, выдает себя за еврея, чтобы написать серию статей об антисемитизме. В результате чуть не теряет любимую девушку, которая по сути ханжа. Академики, похоже, попали в ловушку: тут не дать премию — все равно что признаться в антисемитизме.
Через пять лет «Оскар» достался «Величайшему шоу мира» Сесила Де Милля. Производственная драма из жизни циркачей стала воплощением американской гигантомании. Но даже самый большой гамбургер все равно остается фастфудом, особенно на фоне деликатесных «Ровно в полдень», «Тихого человека» и не номинированных вовсе «Поющих под дождем». В 1953-м, потеснив «Римские каникулы» и «Могамбо», побеждает армейская драма «Отныне и навеки», в которой Берт Ланкастер играет Очень Правильного Офицера, к тому же очень похожего на свежеиспеченного президента США, генерала Эйзенхауэра. Ланкастер не только спасает жену своего ротного (гулящая женщина под его влиянием становится практически святой), но и по ходу дела разбирается со всеми пороками американской армии. В 1967 году академики отметили победу над расовой сегрегацией, поощрив «Полуночную жару», посвященную борьбе доблестного афроамериканского следователя с плохими расистами. За бортом остались «Выпускник» Майка Николса и «Бонни и Клайд» Артура Пенна. В беспокойном 1968-м «Оскар» и вовсе дали мюзиклу — старой истории об Оливере Твисте. До сих пор «Оливер!» остается единственным оскароносным фильмом категории G, который могут смотреть хоть груднички без сопровождения родителей. Правда, год вообще был не самый урожайный, а «Космическую одиссею» прокатили еще на стадии предварительного голосования.
На следующий год «Оскар» понадобился для поддержки духа американского тыла. По-другому не объяснишь «Оскар» байопику «Паттон», ключевой момент которого — речь бравого генерала на фоне огромного американского флага. Ну действительно, не хулиганский же «MASH» награждать, когда на вьетнамском фронте без перемен? Можно предположить, что академики умели стоять на службе государственных интересов, как нашим Союзам писателей и кинематографистов и не снилось. На самом деле безликая масса академиков и без всяких указаний свыше идеально выражала надежды, фобии и проблемы американского общества. В 1976-м везунчиком стал сценарный дебют Сильвестра Сталлоне «Рокки». Фильм эксплуатировал все штампы спортивных драм, зато был патриотичен. А вот его главными конкурентами оказались подрывные элементы: «Таксист» Скорсезе рассказывал о вьетнамском синдроме, а «Вся президентская рать» Пакулы — об уотергейтском скандале.
С расцветом политкорректности и глобализации академики окончательно пошли в отрыв.В 1994-м фильм о всеамериканском Иванушке-дурачке «Форрест Гамп» обошел «Побег из Шоушенка» и «Криминальное чтиво». А в 1995 году победило «Храброе сердце» Гибсона, в котором шотландские горцы разговаривают как конгрессмены от демократической партии. В 2002-м «Оскар» получает «Чикаго». Очень уж хотелось поощрить саму идею возрождения киномюзиклов. «Пианисту» с его темой Холокоста, рафинированным «Часам» и неполиткорректным «Бандам Нью-Йорка» такие козыри было не перекрыть…