О Грузии, «Овсянках» и Саакашвили | Кино | Time Out

О Грузии, «Овсянках» и Саакашвили

  25 апреля 2011
6 мин
О Грузии, «Овсянках» и Саакашвили
Омск посетили ведущие российские режиссеры.

В минувшую субботу в Омске завершился кинофестиваль «Любительское кино + Profi». Возглавил жюри фестиваля лауреат международных и российских премий Алексей Федорченко, также в состав жюри вошли режиссеры Борис Хлебников (Москва) и Владимир Головнев (Омск), преподаватель ВГИКа им. С. А. Герасимова Олег Шухер.

Перед торжественным открытием журналистам удалось пообщаться с известными гостями.

– Чем вы сейчас занимаетесь, Владимир?

Прошлой осенью в Омске Владимир Головнев представил свою картину «Игра», посвященную фанатам хоккейной команды «Авангард».

Владимир Головнев: Осенью на фестивале «Встречи в Сибири» я показал документальный фильм «Игра». Сейчас он находится в фестивальном прокате. Так получилось, что те студии, где я работаю – это Москва, Екатеринбург и здесь в Омске – не получили финансовой поддержки от министерства культуры. Мы пытаемся исправить эту ситуацию. Есть идеи, например, связанные с антропологическим, этнографическим кино. Я думаю, в ближайший год, может быть, меньше, я покажу вам что-нибудь новенькое.

– В прошлом году, Алексей, вы рассказывали нам о процессе съемок «Овсянок». Вот прошла премьера, и вы представили картину на многочисленных кинофестивалях . Интересно узнать, как ее оценили и посмотрели? Ожидали ли вы такой реакции?

Алексей Федорченко: Фестивальный прокат оказался очень хороший. Фильм был на многих кинофестивалях в мире, получил много призов, в том числе и первых. Что касается простого проката, то это тоже очень удачно сложилось. Хотя фильм не взяла ни одна дистрибьюторская сеть, но продюсеры прокатывали ее по копии, то есть каждую копию размещали, общаясь напрямую с кинотеатром. Копий было немного, но свои 600 тысяч он собрал. Такое случается очень редко.

Еще у фильма был очень хороший мировой прокат. В одной Франции его посмотрели около 60 тысяч человек, и право на показ приобрели около 30 стран, включая разную экзотику: Бразилия, Новая Зеландия, Австралия и т. п.

– Какая реакция, в основном, на ленту?

А. Ф.: Смотрят хорошо, смотрят по-разному. Иногда задают обрыдлые вопросы про странности русской души, а иногда многие примеряют это на себя. Например, в Каталонии сказали, что мери (северный народ России) – это каталонцы.

Индейцы подходили в Нью-Йорке и сказали мне, что это про них. Если фильм нравится, то им восхищаются, а если не нравится, то его ненавидят. В Интернете очень много как хвалебных отзывов, так и совершенно разносных комментариев. Я недавно был в Роттердаме на двух показах. Первый показ был, наверное, самый худший в моей жизни, я думал, меня забросают чем-нибудь. Какая-то ненависть в зале висела. А второй с огромным залом где-то на тысячу человек был совершенно противоположным. Мы закончили в часу 12-м, для них это поздно очень. И за два часа ни один человек не ушел. Не понимаю, почему так происходит?

– Как изменилась ваша жизнь после выхода фильма?

А. Ф.: Никак не изменилась. Я так же сейчас снимаю новое кино. В основном живу в городе Красноуфимске, это под Свердловском, на границе с Башкирией, в деревнях мерийских, снимаю кино, и все достаточно тихо и спокойно. За исключением того, что я серьезно поездил по миру, в течение трех месяцев. Я остановил свои поездки, потому что это и тяжело, и это очень большая работа. Я там дал за три месяца около 200 интервью, после этого уже начинает крыша ехать. Я остановил для себя все международные фестивали и занялся новым проектом.

– А новый проект – это тоже какая-то камерная история?

А. Ф.: Это эпос. Это мерийский эпос, на их родном языке. 24 истории о мерийских женщинах.

– Вы представляли свою картину в Грузии. Как вас там принимали?

А. Ф.: Удивительно! Грузия – это волшебная страна. Не было ни слога злобы и недоверия. Люди говорят, надо дружить с Россией. Я не видел сам показ, потому что у меня случилась оказия и… я поехал в гости к Саакашвили. Так случилось, что Саакашвили пригласил меня в гости. Надо было решать в течение 10 минут, оставаться или ехать. И я поехал. Целые сутки я провел с президентом Грузии. Он водил меня по Батуми, так как встреча была там. Это город, который он сам отстроил. Он рассказывал про каждую стройку, про свои планы и произвел очень хорошее впечатление. От Грузии я получил только положительные эмоции, за исключением финальных аккордов – обожрался я там (смеется). Есть приходится сутками. Это какая-то патология, когда блюда ставятся уже в пятый слой, это очень тяжело.

– А кто был на том фестивале?

А. Ф.: Рязанов, Тодоровский, Соловьев. У них нет традиции кино, кинопроката. У них, по-моему, два кинотеатра в стране. Они очень любят оперу, ходят в театры, аншлаги, а с кинотеатрами все по-другому. В Батуми построили кинотеатр, и он закрылся, потому что никто не ходит, неинтересно.

Поинтересовались и пристрастиями другого режиссера, присутствовавшего в Омске, Бориса Хлебникова, автора таких работ, как «Коктебель», «Свободное плаванье», «Сумасшедшая помощь».

– У вас есть любимый фильм, снятый в 21 веке в России?

Борис Хлебников: У меня есть 3 любимых фильма: «Бумер», «Груз 200» и «Пыль». Мне очень нравится последний фильм Леши «Овсянки». Мне нравится, что делает Андрей Прошкин («Минисота»).

– Чем вам нравится «Бумер»?

Б. Х.: Это замечательное остроумное кино. Настоящее арт-кино, очень живое. Это настоящее искусство. Живое и очень здорово сыгранное.

О значении таких мероприятий рассказал председатель жюри.

– Что дает проведение подобных фестивалей?

А. Ф.: Фестиваль является таким творческим бульоном, затравкой, в котором обычно образуются творческие коллективы, возникают новые направления. В тех городах, где есть фестивали, совсем по-другому смотрят кино и начинают снимать его. Таких фестивалей, как здесь, в стране где-то пять, если не брать центральные города. Благодаря им город превращается в киногород и у него есть кинобудущее.

О фестивале

Из 70 работ, присланных на участие в кинофестивале, были отобраны всего 17, которые продемонстрировали публике. Среди них представлены все варианты кино: и игровое, и документальное, и музыкальные клипы, и попытки делать анимацию. За три дня показа участники и зрители увидели редкие видео из коллекции ВГИКа (например, дипломную работу Михалкова), а также поучаствовали в творческих встречах с членами жюри.

Итак, призы распределились следующим образом:

Лучшее документальное кино и приз зрительских симпатий: Андрей Соколов «Уроки на завтра».

Лучший игровой фильм: Алексей Савчинский «Любовь прошла».

Лучшая операторская работа: Илья Барановский «Патриотам».

Также жюри фестиваля учредило специальную премию «Перспектива», победителями которой стали Алексей Савчинский и Ксения Торская. Им представилась возможность осенью этого года посетить Международный кинофестиваль ВГИКа.

 

Мария Новоселова, Gorod55.ru