Третий глаз и еще кое-что
Легче всего разобраться в их выставке с одноименным названием людям, увлекающимся философией. Впрочем, зрителям, от нее далеким, художники дают подсказки.
Как размышляющих метафизиков авторов волнуют начала, принципы бытия, нечто, простирающееся над физикой (природой), а как практикующих реалистов – то, что открывается чувственному опыту. Почти оксюморон.
– В анналах истории можно обнаружить реалистов средневековья, которые предполагали объективное существование универсальных понятий в духе бессмертного Платона, – комментирует работы искусствовед Баян Барманкулова. – Все тогда в порядке: если начала и принципы реальны, можно поискать способы их визуализации. И смысл приоритетного присутствия стекла в работах Рахманова и увлеченности Осипова ангелами и цветовыми играми – в овеществлении света как субстанции всего сущего, как это было уже в античности.
Вагиф Рахманов ищет пластические знаки души, чувства и мысли. Основа его высказываний – тело, транскрипции которого располагаются в связке материя-дух.
Фактуры и контуры, ритм линий и масс трансформируются в событие, согласие, созвучие материального и духовного начал. Сквозь случающиеся разомкнутые оболочки и разрывы поверхности сквозит ветер мира: внешнее пространство проникает во внутреннее, которое разворачивается извне. Человек обогащается Вселенной, она – человеком.
А вот Александру Осипову не жаль для своих персонажей и третьего глаза, удваивающего левый, что ближе к сердцу. Если глаз располагается на лбу, то указывает на миссию видеть невидимое и знать неведомое.
В любом сочетании предметов и звуков художник ищет знаки предначертаний, таинственные судьбы, иероглифы. И для визуализации всего этого ему и нужно-то: цветные черточки, полоски и плоскости, окруженные переплетениями извилистых линий осциллограмм (!) и другими знаками, указующими на среду обитания человека.
Арт-центр «Алма-Ата»
До 7 мая