О тонкой связи климата и искусства
Предыстория этого мероприятия такова: осенью прошлого года 12 художников из Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана приняли участие в воркшопе под руководством известных видеоартистов Яна Фербека (Германия) и Аки Наказавы (Германия/Япония). Результатом этого воркшопа, организованного Гете-Институтом Ташкент, стала передвижная видеовыставка, которая уже была показана в столицах центральноазиатских стран – Ташкенте, Бишкеке и Душанбе. Теперь она докатилась и до Алматы. Ее основной фокус – проблемы сосуществования человека и окружающей среды, цивилизации и природы, климата глобального и климата локального, который может интерпретироваться и как «микроклимат» внутреннего мира художника.
Например, Мунира Алимухамедова представила инсталляцию, суть которой заключается в следующем: «Это микроклимат моего сознания, моей души. Небольшое путешествие по коридорам моего мозга. Это то, что составляет мой мир». Александр Барковский вообразил, как может звучать «Последняя песнь Заратустры». Александра Батина поясняет всем, кто такой «Агасфер». Оказывается, это человек, обреченный на вечную жизнь, но очень сильно от всего уставший. Бермет Борубаева, считает, что торговля всегда была определяющим фактором коммуникации в межкультурном общении. За символ обмена ею взят акт процесса передачи арбузов из одних рук в другие, подобно тому, как передаются знания, нравы, традиции и обычаи между культурами. Гайша Маданова назвала свою работу «Присутствие. Фюсис». Это то, что присутствует в нас и то, в чем присутствуем мы… Идея видео напрямую связана с сосуществованием человека и окружающей среды, с вопросом о его месте и значении.
А Аскар Урманов, похоже, занялся самоедством. «Достигая комфорта физического, я забываю о душе. Я потребляю больше, чем мне необходимо. Я поедаю свою планету. Я выплевываю ей в лицо грязные объедки. Я топчу ее сердце. Я уже не часть единого организма. Я инородное тело – вирус. Природа отторгает меня. Чтобы выжить я должен вернуться к истокам, вспомнить забытые инстинкты, вспомнить красоту мира, руки первобытного человека, ласкающие дерево, символизирующее для него богиню мать».
Галерея «Тенгри-Умай»
До 14 мая