Жанна Исабаева | Кино | Time Out

Жанна Исабаева

Камила Жусупова   4 марта 2008
4 мин
Жанна Исабаева
Снимать авторское драматическое кино в Казахстане без опыта и поддержки — самая большая авантюра для женщины-режиссера.

Имя Жанны Исабаевой уже известно среди рекламщиков. Но дебют в кино заставил посмотреть на нее по-новому. Картина «Карой» получила большой резонанс и приглашена на многие престижные кинофестивали. В программе «Неделя критики» Венецианского фестиваля в сентябре 2007 года состоялась мировая премьера. За «Карой» Исабаеву также номинировали как лучшего режиссера Азии 2007 года на кинопремии Asia Pacific Screen Awards. А 21 февраля начался прокат фильма в кинотеатрах. Герой «Кароя» — современный житель казахстанской глубинки. Он приносит беды односельчанам — ворует, вымаливает у соседа на коленях деньги и проигрывает их в карты, забирает у торгующей на дороге бабушки последние 200 тенге, и даже пьяным насилует беременную жену собственного друга. И совсем другой он в окружении своей семьи — любящий и трогательно-заботливый.

За короткое время существования фильма у него сложился достаточно внушительный «послужной список». Успех фильма на международном уровне не вскружил голову?
Нисколько. Для меня самое главное, что я «не облажалась». На самом деле я очень благодарна этому опыту. Для первой картины, думаю, неплохо.

Быть признанной одним из лучших режиссеров Азии — всего лишь «неплохо»? Скромничаете…
Сама удивляюсь. Но, если честно, стать режиссером кино — это всегда было для меня несбыточной мечтой. Я, например, не знаю другой такой профессии, которая могла бы настолько сильно влиять на людские умы. Быть режиссером — значит иметь возможность быть услышанным. В моем случае быть услышанной получилось, может, и повлиять смогу.

Вас, дебютанта в кино, трудности при создании фильма не заставили бросить затею со съемками?
Да не было каких-то особенных трудностей. Еще до того, как приступить к съемкам, фильм был отснят и смонтирован в моей голове. Больным был финансовый вопрос. Кино — это ведь дорогое удовольствие. У местных инвесторов поддержки мы так и не нашли. Но, несмотря ни на что, деньги собрать удалось. 400 тысяч долларов исключительно собственных средств составили бюджет фильма. А вот в отечественных бизнесменах разочаровалась. Культура, тем более, кино им абсолютно не интересны. Такова горькая реальность. (Вздыхает.)

Вот вы и сняли фильм про реальность. Фильм, в котором нет красивой жизни, романтики и счастливого конца…
Да, от такой реальности волосы дыбом встают. Однако сейчас находятся те, кто меня упрекает, что аулы снимаю, жизни никчемные… Но я ведь ничего не выдумываю. Я лишь показываю сегодняшний день, который и проживает Азат, мой герой в «Карое», с его жестокостью и грязью и одновременно с искренностью и простотой. Мы все в этом живем.

Премьера фильма состоялась, однако вы больших иллюзий по поводу массового проката с самого начала не испытывали. По-вашему, интеллектуальное кино не для нашего зрителя?
Дело в том, что мой зритель в кино не ходит. Как раз потому, что его привлекает умное кино. Но его не показывают сейчас в кинотеатрах. Сегодня создатели художественных фильмов преследуют совершенно другие цели. А я всего лишь даю пищу для размышлений.

Однако коммерческое кино тоже в новинку для Казахстана. «Рэкетир» и «Дерибас» привнесли новую волну в местную киноиндустрию…
Я признаю коммерческий успех того же «Рэкетира». Это действительно впервые в Казахстане. Наконец первые семена упали, и они обязательно дадут свои всходы. Что интересно, в последнее время люди, которые, казалось бы, не имеют никакого отношения к кино, снимают его. Причем вполне профессионально. Просто надоело сидеть и чего-то ждать. Хочется движения в казахстанском кино, дыхания нового. И чтобы массового зрителя это затрагивало.

Готовы ли вы снять коммерческое кино или закрепите себя в качестве фестивального режиссера?
Ни в коем случае. Фестивали существуют для узкого круга людей. Я готова работать над любым проектом. Это определенно. Потому что теперь я знаю, что могу снять хорошее кино.