«Драма. Новый Код»: итоги
В течение пяти фестивальных на двух сценах театра им. Пушкина практически в непрерывном режиме проходили показы современных пьес. Всего было прочитано 11 текстов. После каждого прочтения участники фестиваля обсуждали увиденное и услышанное. В этом году экспертами ДНК стали: драматург и режиссер Михаил Угаров, театральные критики Елена Ковальская и Александр Вислов.
В первый вечер состоялось прочтение пьесы «Язычники» драматурга Анны Яблонской. Показ был посвящен памяти жертв теракта в аэропорту «Домодедово». Одесситка Анна, прилетевшая в Москву получать престижную драматургическую премию, погибла во время взрыва. После прочтения пьесы участники фестиваля почтили ее память минутой молчания. Обсуждение пьесы и показа начали с воспоминаний о погибшей. «Она была очень хорошим, светлым человеком. Окружающие ее любили и тянулись к ней. И в Ане сочеталось несочетаемое: при женской мягкости, обаянии, порой какой-то нелогичности, у нее был мужской трезвый ум», — рассказал Михаил Угаров.
Впервые на ДНК приехали драматурги Михаил Дурненков и Ярослава Пулинович. После прочтений их пьес – «Его жизнь в искусстве» и «Бесконечный апрель» — состоялись встречи авторов и зрителей. Последние расспрашивали обо всем – об истории создания текстов, их удачных и неудачных постановках, творческих планах драматургов. Интересными были показы пьес, которые режиссировали сами авторы: «Невероятные приключения Юли и Наташи» Германа Грекова и Юрия Муравицкого (реж. показа Юрий Муравицкий) и «Полетное» Михаила Угарова.
Читку пьесы «Малыш» режиссировал артист театра им. Пушкина Андрей Доряло: историю литовца о литовцах поставил литовец. Эксперты фестиваля отметили режиссерские способности Андрея и то, с какой любовью он подошел к этому тексту.
Также состоялись прочтения пьес: «Братья Ч.» Елены Греминой, «Бог Щекотки» Николая Рудковского, «Безрукий из Спокана» Маритина МакДонаха. Тексты последнего автора хорошо известны постоянным зрителям ДНК и всегда воспринимаются неоднозначно. Так было и на этот раз: от полной неприязни до восхищения. О чем гости фестиваля и говорили потом с экспертами на традиционных для ДНК дискуссионных клубах.
Предпоследний фестивальный день порадовал прочтениями, вокруг которых на дискуссионных клубах разгорелись жаркие споры: «Бедные в космосе» драматурга Максима Курочкина и «У нас все хорошо» полячки Дороты Масловской.
Яркими событиями стали спектакли гостей фестиваля: «Жители города К.» Канского драматического театра и «Зажги мой огонь» от Театр.DOK.
Также на четвертом ДНК состоялась премьера программы «ДНК Плюс»: прошел вечер современной поэзии «Входит современный русский поэт» (свои новые произведения прочитали поэты Валерий Нугатов и Всеволод Емелин) и показ документального фильма «Я тебя люблю», участника международного кинофестиваля в Роттердаме. Зрители встретились с одним из авторов картины Александром Расторгуевым.
Прекрасная традиция фестиваля ДНК – спектакль по современной зарубежной пьесе в постановке главного режиссера театра Пушкина Олега Рыбкина, затем попадающий в репертуар театра. В этом году выбор пал на пьесу «Бог резни» французского драматурга Ясмины Реза. Герои – две семейные пары – встретились, чтобы обсудить драку сыновей. Но с каждой сценой становится все более заметно, что детская история родителей волнует куда меньше, чем их собственные проблемы.
Ясмину Реза критики называют мастерицей диалогов. И режиссер дает зрителям возможность «услышать пьесу». Все в этом спектакле строится на прекрасной игре четырех актеров: Ирины Ивановой, заслуженного артиста РФ Андрея Киндякова, Елены Качкаловой и заслуженного артиста России Владимира Пузанова – и интересном, живом общении их героев. Четверо актеров находятся на сцене почти постоянно, действие «экшеном» не назовешь, но внимание зрителей приковано на все 100 %! Играется спектакль легко и без нажима, но удержаться от смеха трудно – так живописны эти четыре персонажа, так порой глупы их проблемы, поводы для истерик и ссор.
Но ложка дегтя в этом смехе – понимание, что ссоры пар для нас более чем узнаваемы и типичны… Перед нами рядовые современные семьи, и ссоры их глупые – рядовые и современные.