Кирилл Серебренников: «Театр — это дискуссионный клуб» | Театр | Time Out

Кирилл Серебренников: «Театр — это дискуссионный клуб»

  1 июня 2011
3 мин
Кирилл Серебренников: «Театр — это дискуссионный клуб»
Режиссер Кирилл Серебренников о критериях качества в театре.

Совместно с «Винзаводом» режиссер открывает экспериментальную площадку «Платформа». Именно там в присутствии дочери Бориса Ельцина, Александра Волошина и других известных деятелей политики и бизнеса была представлена его премьера «Отморозки».

Существует дискуссия, что множество репертуарных театров в Москве — это несовременная и экономически неправильная формула. Что якобы Москва должна прийти к хорошему антрепризному театру, как Нью-Йорк, Лондон. Будут приезжать актуальные режиссеры, актеры, и наш театр наконец-то оживет. Какова твоя позиция в этом вопросе?

Я ни в коем случае не против репертуарных театров. И дискуссия больше крутится вокруг денег, выделяемых государством на театры. Как в любом виде деятельности. У нас театры должны быть качественными.

А какие критерии качественности?

Посещаемость театра, присутствие спектаклей на фестивалях. Я боюсь этих критериев. Вот придут в театр Фоменко, и что-то там кому-то не понравится… Ну, достаточно театру Фоменко вытащить свои пресс-папки, и все ответы сразу будут получены.

Вы готовы быть экспертом?

Нет, ни в коем случае. Я не хочу и не считаю возможным предлагать себя в качестве эксперта. Должны быть люди!

Где?

У нас есть Министерство культуры, и это их прямая задача.

А нас будет устраивать оценка Министерства культуры?

Если нас не будет устраивать оценка Министерства культуры, то творческие люди — художники, артисты — должны собраться и добиться смещения чиновников.

Критерий, который зависит от оценки каких-то конкретных людей, даже уважаемой комиссии, в нашей азиатской стране… Вот Карбаускиса назначили главрежем в Театр Маяковского, и, говорят, что с трудом, типа пошли слухи: еще один литовец в Москве в театральных руководителях.

Чушь какая! Была бы работа. Нет своих — значит, надо приглашать варягов. А будь он литовец или якут — какая разница? Вот, кстати, Туманис поднял буквально из руин Театр Вахтангова. Оперировать национальностями в этом вопросе — глупость.

В этом году у тебя очень разные пьесы. С одной стороны, это «Околоноля» господина Суркова, с другой — «Отморозки» по Захару Прилепину. Мне кажется, что эти два текста и автора сильно противопоставлены друг другу. У них диаметрально разные позиции…

Да, это так. Театр — это дискуссионный клуб. Это острие ножа. Провокационность. Возможность заставить людей посмотреть на проблемы с разных сторон. Хм. Тебе нравится Ленни Риффеншталь? Да, пожалуй. Хотя ты хочешь меня поставить в ту же ситуацию, в которой оказался Ларс фон Триер на пресс-конференции в Каннах? И дальше я должен сказать про симпатию к Гитлеру? Не дождетесь. Скорее фашистская позиция — это когда тебе навязывают, по каким текстам ты можешь работать, а по каким — нет. Кто дал право быть судьей в этом вопросе?