Бедные родственники
Энергичный юноша Эдуард, великий комбинатор наших невеликих дней, придумал оригинальный способ обогатиться, сыграв на чувствах еврейских эмигрантов – на их любви к родному пепелищу и к отеческим гробам на далеком кладбище. Эдик приезжает в маленький городок и вступает в сговор с местными жителями. За незначительную сумму они должны изображать дальних бедных родственников: рассказывать в письмах за рубеж о своей нелегкой доле и убедительно брататься с приезжими израильтянами и американцами. Дальнейшее – авантюрная комедия с изрядной долей абсурда и бурным приливом лирических чувств в финале.
Еврейский вопрос освещается режиссером Лунгиным уже лет пятнадцать, со времен “Такси-блюза”, и пусть себе – чем он хуже других вопросов. Авантюрную линию Лунгин ведет тоже давно, еще от “Линии жизни”, а только что он экранизировал “Мертвые души”, главный авантюрный сюжет русской литературы, с Хабенским в роли Чичикова. Проходимца Эдика играет тоже Хабенский, но посмотреть тут можно не только на него – замечателен и Сергей Гармаш в роли безумного еврея-пьяницы Яши. Это зрелище феерическое, можете поверить. Но есть у фильмов Лунгина – и “Родственники” не исключение – не очень приятное свойство. Это авторское барское высокомерие, легкое брезгливое презрение к своим персонажам, копошащимся где-то там, внизу. Особенно неприятно, когда это высокомерие проступает сквозь притворные любовь и сочувствие к “родственникам”.