И грянул гром
В одноименном рассказе Рэя Брэдбери охотник, отправившийся машиной времени на сафари в юрский период, вместе с динозавром случайно убивает и крохотную бабочку. Динозавру еще ничего – он сам должен был утонуть в болоте за секунду до выстрела, а вот бабочка пожила бы еще да поразмножалась. Это микроизменение в судьбе биосферы ведет к тому, что, вернувшись в свое время, охотник обнаруживает, что орфография английского языка изменилась до неузнаваемости, а на выборах в США победил не всенародно любимый президент, а фашиствующий диктатор.
"И грянул гром" снят якобы по этому рассказу, но в фильме любое сходство с первоисточником заканчивается в момент возвращения героев в свое время. Ни тебе орфографии, ни тебе президента – город Нью-Йорк обращен в гигантские джунгли, по которым скачут полуобезьяны-полуящеры и тому подобная дрянь. Такая вот произошла эволюция видов без бабочки. И теперь у храброго доктора и не менее храброй дамы-физика есть считаные часы для того, чтобы вернуться обратно в юрский период, предотвратить умерщвление бабочки и тем самым восстановить статус-кво.
Брэдбери пугал читателя лаконизмом, его крошечные, но неуловимо недобрые изменения реальности были много страшнее компьютерных чудищ, которыми нас потчуют создатели фильма. Конечно, в развлекательном фильме должна быть зрелищность, а буковки на бумаге и предвыборные плакаты – не самый броский антураж. Но тогда уж стоило идти до конца, монстров в фильме всего три разновидности, и этого маловато на два часа экранного времени, джунгли сняты в стыдливых сумерках, а вопиющие логические нестыковки забалтываются нелепыми рассуждениями о каких-то "временных волнах". В общем, не развлекли, не напугали, только выставили полным дураком великого Бена Кингсли, который здесь играет совершенно опереточного злодея-бизнесмена, ставящего под угрозу все человечество ради горстки баксов.