Столкновение
Люди с ума сходят по совпадениям. И то, что мы упорно называем художественным реализмом, это и есть, как правило, истории бесконечных случайностей. "Столкновение" городской роман с отсутствующим главным героем, вернее, его роль исполняют связи, те же совпадения. Весь этот повествовательный интернет перекрестных ссылок, героев и встреч восходит к Short Cuts Роберта Олтмана и "Магнолии" Пола Томаса Андерсона.
"Столкновение" крутится вокруг двух выстрелов и одного трупа, и в убийстве виноваты, в сущности, все. В фильме, снятом по мотивам двух коротких рассказов Ф. Тула "Горящие канаты", город Лос-Анджелес предстает "плавильным котлом" почище Нью-Йорка. Два черных парня угоняют машину у белого адвоката (Фрэйзер) (подобная неприятность, случившаяся с режиссером Хэггисом, якобы и вдохновила его на фильм). Ошалевший от психоза 9/11, иранец покупает пистолет, чтобы защитить от грабителей свою лавку. Машину чернокожего телевизионного продюсера (Хауард) останавливает полицейский (Диллон) и откровенно пристает к его жене (Ньютон). Героиня Сандры Баллок кричит на цветную домработницу, мать кричит на своего сына-детектива (Чидл). И так далее, все замыкается-пересекается, и становится ясно, что мир этот строится лишь на доминировании, подавлении и власти.
Все так, и "Столкновение" похоже, самый банальный фильм сезона. Об отчужденности и одиночестве, когда даже удар можно расценивать как прикосновение, а все объятия бывают только до боли. Но "Столкновение" следует за "Магнолией" след в след. И когда напряжение откровенно сваливается в пафос, то Андерсон валит на своих героев лягушек, падающих из разверзшихся хлябей небесных. А у Хэггиса обезумевший иранец стреляет в маленькую девочку, дочурку мексиканца, и та остается жива. Тут и кроется коренное различие между фильмами. Лягушки были реальными, а вот патроны оказываются холостыми. И смотреть "Столкновение" нужно именно ради этого. Чтобы знать, как близко можно подобраться и все же выстрелить "в молоко".