Перевертыши | Кино | Time Out

Перевертыши

Василий Степанов   26 ноября 2005
2 мин
Перевертыши
"Перевертыши" - настолько чисто выполненная с формальной точки зрения работа, что больно смотреть. Прием прост: наделив свою героиню именем-палиндромом, ядовитый Тодд Солондз позволяет себе менять рыжую девочку на брюнетку, толстую на тонкую, черную на белую.

Перед сном девочка Авива обещает своей безупречной маме (Баркин), что тоже станет матерью, причем детей у нее будет столько, сколько вообще может быть. "Я тебя так люблю, крошка", – шепчет Эллен Баркин, и через десять минут 13-летняя детка исполняет обещание: беременеет от нелепого пацана, полагающего, что большинство тайн жизни сокрыто в правильных движениях бедер. Настойчивое желание матери отвезти дочь в местный абортарий заставляет Авиву сняться с места и отправиться в путешествие по лесам и дорогам Нью-Джерси. Ну а в дороге, сами понимаете, всякое случается.
"Перевертыши" – настолько чисто выполненная с формальной точки зрения работа, что больно смотреть. Прием прост: наделив свою героиню именем-палиндромом, ядовитый Тодд Солондз позволяет себе менять рыжую девочку на брюнетку, толстую на тонкую, черную на белую. Его Авива может стать мальчиком Гекльберри (Уилл Дентон) или Дженнифер Джейсон Ли, которая перевоплощается в малолетку не хуже Алисы Фрейндлих. Солондз словно шлет привет всем разнообразным толкователям своего кино – вот вам кубик Рубика, мучайтесь, как ни крути, мол, получается одна фигня. Солондза ведь любят толковать, любят лепить ему сомнительные звания от "критика американской семьи" до "моралиста-безбожника".
Так оно и есть, если учесть, что Солондз, интеллигентный еврей, младший брат Вуди Аллена и братьев Коэнов, легко отказывается и от социальной позы, и от неизбывной меланхолии ради сладостных формальных кунштюков. Смысл которых, как говорит один достаточно внятный палиндром, "закопан, а попа на показ". Вот, например, в "Сказочнике" студентка литературного семинара сказочно преодолевала собственную политкорректность криками: "Трахни меня сильнее, ниггер!" А тут в самом начале кино хоронят Дон, девочку принесшую Солондзу известность (см. "Добро пожаловать в кукольный дом"). Хоронят и говорят: "Дон не прекращала заниматься музыкой. Но таланта у нее не было". У господина Солондза, наоборот, таланта полно, вот только музыка его совершенно не влечет.