Второй наш первый «Оскар»
Соревнование между двумя киноакадемиями — Российской (она вручает «Нику») и Национальной («Золотой орел») — в этом году вышло на новый виток. Накануне церемонии Никита Михалков снял свою картину «12» с голосования в номинациях «Лучший фильм» и «Лучший режиссер». В конкурсе также не будут участвовать исторический блокбастер Владимира Хотиненко «1612», снятый на студии Михалкова, и драма Александра Сокурова «Александра». Сокуров, впрочем, игнорирует все отечественные конкурсы, на «Золотом орле» его тоже не было.
Напомним, что Национальная академия кинематографических искусств и наук «Золотой орел» была создана Никитой Михалковым после долгих и бесплодных переговоров с «отцом» премии «Ника» Юлием Гусманом. В результате шесть лет назад началась борьба двух национальных премий — «Золотого орла» и «Ники» — за право не только называться, но и быть главной в стране. Ситуация неуклюжа только на первый взгляд — на самом деле российский кинопром от нее только в выигрыше. Все довольны — ведь у двух премий и пряников вдвое больше.
На «Нике» дают статуэтку, дарят овации, теплые слова и ключи от машины. А на «Орле» — опять же статуэтку, овации, слова и пластиковую карточку (в этом году на каждой лежало по 5000 евро). Так что в отсутствие фильма «12» церемония не станет скучнее, тем более что Михалкову вряд ли светил такой же урожай, как на «Орле», с которого он унес 16 статуэток.
Лидерами на «Нике» стали камерная драма Алексея Попогребского «Простые вещи» (семь номинаций), «Монгол» Сергея Бодрова (шесть) и «Русалка» Анны Меликян (пять). «Изгнание» Андрея Звягинцева в борьбе за звание лучшего фильма года не участвует, но присутствует в пяти категориях. Также на главную «Нику» претендуют «Путешествие с домашними животными» Веры Сторожевой и — ура прогрессивным академикам — самый спорный и яростный фильм прошлого года «Груз 200» Алексея Балабанова. Вряд ли, конечно, у жюри хватит куража отдать ему главный приз, но даже присутствие картины в пятерке достойно оваций. Награда же, скорее всего, уйдет к «Простым вещам».
Что касается режиссеров, то в тройке Бодров — Попогребский — Балабанов мы ставим на последнего. Попогребский и без того соберет кучу призов (его картине светят призы за сценарий, мужскую роль, роли второго плана и открытие года), Бодров же вряд ли имеет шансы на «Нику» — «Монгол», увы, не самый удачный его фильм.
За мужскую роль будут бороться Сергей Гармаш («12»), Константин Лавроненко («Изгнание») и Сергей Пускепалис («Простые вещи»). Здесь самые высокие шансы, как ни странно, у Гармаша. Киноакадемики не упустят возможности продемонстрировать лояльность картине Михалкова, к тому же Гармаш — действительно один из лучших наших артистов, который неоднократно номинировался на «Нику» за главную роль, но так и не был награжден. Лавроненко, получивший за свою работу в «Изгнании» Пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля, тоже вполне серьезный претендент, но, похоже, не в этот раз. Пускепалис же, изумительно сыгравший врача в «Простых вещах», в этой номинации явный аутсайдер, зато он точно получит приз в категории «Открытие года». Здесь ни Зоя Кайдановская («Ничего личного»), ни даже Александр Миндадзе со своим режиссерским дебютом «Отрыв» ему не конкуренты. Если, конечно, киноакадемики не решат вдруг наградить Миндадзе просто за то, что он есть. Но на «Нике» такое происходит редко.
На приз за женскую роль претендуют Маша Шалаева («Русалка»), Евгения Добровольская («Артистка») и Ксения Кутепова («Путешествие с домашними животными»). В такой же тройке на «Золотом орле» победила Добровольская, сейчас, нам кажется, лучшей станет Шалаева. «Русалка» явно произвела на киноакадемию приятное впечатление, но шансов на «Ники» у самого фильма, увы, не так уж много.
Что касается наград за роли второго плана, то в мужской номинации приз, скорее всего, уйдет Леониду Броневому («Простые вещи»), и тут, надо полагать, возражать не будут даже его конкуренты Алексей Серебряков («Груз 200») и Александр Балуев («Изгнание»). В женской номинации соревнуются Ия Саввина («Слушая тишину»), Мария Аронова («Артистка») и Светлана Камынина («Простые вещи»). Наиболее очевидной претенденткой на победу кажется Саввина, но фильм, в котором она блестяще сыграла суровую учительницу, не выдерживает никакой критики. Мы голосуем за Камынину, но ее награждение напрямую зависит от того, как распределятся голоса в других номинациях с участием «Простых вещей».
Уже известны и имена некоторых «внеконкурсных» победителей. Николай Досталь и Сергей Урсуляк получат по статуэтке за свои сериалы «Завещание Ленина» и «Ликвидация» соответственно. Приз «Честь и достоинство» получит режиссер Георгий Данелия, за «вклад в кинематографические науки, критику и образование» наградят умнейшую Майю Туровскую, а за «вклад в российский кинематограф» — Александра Абдулова. Грустно, конечно, что две последние статуэтки вручаются посмертно, но на общем настроении церемонии это не должно отразиться. Ведь артисты и зрители любят «Нику» не только за золотые статуэтки и благодарственные речи. Это в первую очередь нескучный кинопраздник — без пафосных речей и высокопарной чепухи. Главное, конечно, чтобы из трансляции не вырезали самые смешные моменты. Их на «Нике» традиционно бывает больше, чем запланировано в сценарии.
XXI Церемония вручения Национальной кинематографической премии «Ника»
Сб 22 марта, 23.30—2.30, СТС