Прямохождение
В Роттердаме на ретроспективном показе Евгения Юфита приключился конфуз. Зрители решили, что им показали давнишний советский авангард, похлопали, но числить режиссера среди живых уже и не думали. Конечно, с ориентирами Юфита на немецких экспрессионистов, французских
сюрреалистов и лично Дзигу Вертова все ясно давно, и ошибка эта простительна, но для прародителя некрореализма быть «похороненным заживо», пожалуй, комплимент. Однако «Прямохождение», его последний фильм, для неподготовленного зрителя должен все расставить по местам. Тут и стройный сюжет образовался, насколько это для Юфита возможно, и даже мелькнул в кадре монитор компьютера с версией Windows 95, условно определив временные рамки происходящего.
«Прямохождение» нелепо-блестящая гипотеза о том, как, увидев вспышку метеорита, наши приматы-прапредки вскочили от испуга на задние лапы, да так прямоходящими и остались. И Юфит, распрощавшись с ненавистным ему гомо сапиенсом, обратил свой взгляд на гомо
неандерталис, сняв очередной, по собственному определению, этнографический science fiction.
Художник-анималист (Михайлов) получает Госпремию за рисунки мушек-дрозофил (очевидная отсылка к мышке-зубровке из «Папа, умер Дед Мороз) и покупает домик в деревне. Дети художника разыскивают в подвале книги, вроде Военной зооантропологии, безумный сосед (Криштапенко) бормочет, что сатана вернется, все перемежается документальными свидетельствами диких опытов, и тут начинает проблескивать истина. Ученые попытались скрестить человека с приматом: удачные результаты евгеники уже давно среди нас, а провальные экземпляры бродят в лесах. Осознав себя несчастным полукровкой, художник сходит с ума и гибнет в поезде от рук тех самых приматов, отнюдь не мирных флинтстоунов.
Ретроспектива Юфита, которую и подытожит Прямохождение, несколько запоздала. Когда-то широкой публике знакомый только понаслышке, некрореализм представлялся чем-то совсем диким. Вот и приходилось вспоминать легенды об алкогольных оргиях на загородных выездах, когда снимали короткометражки, вроде Санитаров-оборотней, и слова о соединении метафоричности Тарковского и акционизме Гайдая. Но то было раньше. С ретроспективой вышла ситуация возвращенной литературы, когда непонятно: где же тут скандал, где крамола?
Прямохождение, и вовсе обошедшееся без былого экстремизма, провоцирует разговоры о том, что это второй фильм без покойного Владимира Маслова, и снова мимо. Хотя про смерть некрореализма (оксюморон по определению) начали петь, еще когда Юфит и Маслов перешли в полный метр. На самом деле дикий научный эксперимент выстраивает трилогию, начатую Серебряными головами и Убитыми молнией. Только герои стали вдруг говорливы, как будто для Юфита эпоха немого кино закончилась. И эта говорливость вводит в состояние оцепенения, как если бы и вправду заговорили приматы.
Теперь Юфит не снимает, а как фотограф всматривается, выстраивая кадр, в окуляр кинокамеры, как будто по ошибке уже включенной. Разучившись глубокомысленно вглядываться, он стал просто замирать. Между
тарковщиной и сокуровщиной (к этим фамилиям отсылают все кинокритики) Юфит проскользнул в жанровое поле тоже не слишком-то живое ромеровских зомби из Ночи живых мертвецов», которые так и не выползли из холодящих сельских пейзажей. В этих ч/б фокусировках все и происходит: рождается кино. Пускай работы Юфита с затянутыми планами и странным монтажом смахивают на изобретение велосипеда, но наблюдать эту неповоротивую, скрипучую педальную конструкцию из плоти и крови тем интереснее, что швы наружу и вот-вот лопнут. А смотреть на расползающуюся материю всегда увлекательнее, тут уж с Юфитом не поспоришь.