Хроники Нарнии
Во время Второй мировой четверо английских детишек по фамилии Пэвенси отправлены на дачу странноватого профессора Кирке (Джимми Броадбент) подальше от ковровых бомбардировок. Проявив свойственную всем детям шаловливость, Пэвенси по очереди забираются в старинный шкаф, глубины которого открывают им лаз в иной, прекрасный и волшебный мир Нарнию. Однако и за шкафом не все так солнечно: Нарния стонет под ледяной пятой узурпаторши, Белой Колдуньи (Тильда Суинтон), провозгласившей вечную зиму и минус сорок. Законный правитель страны, большой и добрый лев Аслан, тем временем удален то ли в отпуск, то ли в ссылку. Но по прибытии Питера, Эдмунда, Сьюзан и Люси он встряхивает гривой и предлагает ребятам возглавить оппозицию и вернуть Нарнии счастье и процветание.
Экранизация семикнижия Клайва Льюиса напрашивалась давно, но что-то в ней отпугивало продюсеров. То ли графические станции прошлого не могли с достаточной правдоподобностью создать модель волшебного шкафа, то ли христианская составляющая этого нравоучительного сюжета казалась уж слишком пафосной для коммерческого кино. Лед предубеждения растопили успехи "Гарри Поттера", "Властелина колец" и "Страстей Христовых" и вот студия Disney вложила 150 миллионов в не очень новый сюжет: английские школьники в стране чудес, нелегкая, но неотвратимая победа Добра над Злом и бой легионов сказочных тварей (в строю видны грифоны, единороги, Минотавр и Дед Мороз).
В результате мы имеем довольно странную смесь Нового Завета, рыцарских идеалов и семейных ценностей образца 1940 года. О Новом Завете следует упомянуть особо: в "Нарнии" имеются не только аллюзии на евангельские сюжеты, но и эпизоды буквального распятия, воскресения и вознесения Аслана (последнее выглядит уморительно животное гордо вышагивает по пляжу в сторону заката словно дрессированная кошка).
От внимания детей все эти любопытные аспекты, разумеется, ускользнут и кино им наверняка понравится. Вообще, если не судить строго, "Хроники Нарнии" можно назвать фильмом очаровательным, неглупым, забавным и сделанным с щепетильной аккуратностью. Видимо, из-за этой излишней щепетильности он все же проигрывает и "Гарри Поттеру" и "Властелину колец" в размахе и зрелищности. Да и сама идея религиозного блокбастера кажется в общем пошловатой. Но, слава богу, тут нам хотя бы не тычут в нос кровавыми львиными стигмами.