Земля изобилия
Лучше бы Вендерс сделал короткометражку в какой-нибудь альманах вроде того же “11 сентября”. Получилась бы, надо думать, хлесткая выжимка. Дядя Пол, бывший солдат спецназа и чистый пример идеологического зомби, рыщет по извечной захолустной Америке Вендерса на специально оборудованном фургоне. Он ищет химическое оружие, распространяющееся под видом моющего средства. Племянница Лана, в свою очередь, пребывает в поисках родного дяди, которому на нее решительно наплевать. Дядя занят делами государственной важности, которые в таких случаях всегда служат прикрытием затаенных страхов, комплексов и обид. Лана, прожившая больше десяти лет за границей, не понимает, что случилось с Америкой за это время. Вместо того чтобы поступать в колледж, она устраивается в приют, где подкармливает бездомных, в основном немодных национальностей. Встреча героев – весьма
щекотливая и поданная, как умеет один Вендерс, во всем блеске отчужденности, – меняет жизнь обоих. Случайно став свидетелями убийства очередного мигранта из Восточной Европы, они пытаются расследовать его причины, руководствуясь диаметрально противоположными идеями.
Но собственно кинематографической интриги не получается – то ли от переизбытка прямого политического высказывания, то ли от заезженности темы, этический диапазон которой широтой не отличается. Естественный для Вендерса роуд-муви топчется на месте, отбояриваясь напыщенными сентенциями, вроде: “Дом не страна, дом – это народ”. Вендерс говорит, что пытался запечатлеть цифровой камерой паранойю и смятение, охватившие американское общество после террористической атаки на Нью-Йорк и Вашингтон. Привычный уклад рухнул, глобус попал под автобус, кругом враги, крепнет маккартизм в новой экономичной упаковке. Все это так, но кино еще никто не отменял. А с агитками Кен Лоуч лучше справляется.