Пила 2
Те, кто смотрел "Пилу" Джеймса Уэна, наверное, помнят, что источником всех зол там был идейный маньяк Джонни, пытавшийся убедить Америку в том, что жизнь дается человеку не просто так, а чтобы закалиться как сталь. Именно он заточил двух клерков в подвал и заставил их пилить себе ноги тупой ножовкой. Под занавес этот стихийный ницшеанец удрал-таки от возмездия, сиквел был неизбежен и вот, пожалуйста.
По сюжету второй раунд игры в пилу отличается от первого разве что деталями. Вынесенный в название инструмент тут не фигурирует, а сам маньяк уже совершенно уподобился своему кумиру здесь он, прямо как веймарский философ, прикован к инвалидному креслу и абсолютно беспомощен. Тем не менее больной умудряется провернуть действительно масштабную операцию: собрать в очередном подвале целую команду. Пятеро взрослых и мальчик лет 14 просыпаются в загаженном помещении и вынуждены играть в самоубийственный квест лазить в горящую печку, нырять в яму со шприцами и т. п. Вместе с заключенными играет и сам Джон "Пила": он расчетливо сдается оперативным работникам, среди которых папа того самого мальчика (офицер злоупотреблял своим служебным положением и теперь наказан). Время, отведенное под допросы, арестованный использует для пропаганды своей нехитрой, как оказалось, философии, которая тут вдобавок разжевана до консистенции детского питания. Вообще, "Пила-2" больше похожа не на сиквел, а на народный ремейк весь хулиганский экзистенциализм первого фильма тут опустился на уровень "коридорчика ужасов". Некоторые "шокирующие" сцены неправдоподобны до смешного например, эпизод-флэшбэк, где жертве предлагается вырезать ключ от оков из собственного глаза. О том, как его туда запихнули, история умалчивает.
Самое неприятное то, что фильм стал не столько проще, сколько вульгарней. По железному правилу сиквелов, "Пила-2" стоит в разы дороже "Пилы". Но, учитывая микроскопические цифры бюджетов (1 и 4 млн долларов при сборах в 50 и 80 млн соответственно), размах выглядит шиком колхозной свадьбы: вместо кирзовых сапог гости надели скрипучие хромовые. Режиссер и сценарист Боусман развел грязи уже не на один подвал, а на пару особняков, всерьез взялся за полицейскую линию сюжета. Ну и расширил актерский состав надо полагать, чтобы герои дольше мучились. Хотя, возможно, настоящей жертвой Боусмана окажутся фанаты первой "Пилы", вынужденные беспомощно следить за расчленением любимого кино. Небольшим утешением тут, впрочем, может послужить неожиданный и одновременно предсказуемый финал действительно шутовской, но искренний реверанс фильму Уэна.