Матч Пойнт
В Лондоне на теннисном корте сошлись учитель и ученик – оба молоды, подтянуты, обаятельны, правда, из разных социальных слоев. У тренера Криса (Джонатан Рис Мейерс) за душой ни шиллинга. Когда-то он был чемпионом, но ушел из спорта и теперь пытается выбиться в люди в обход профессии – на досуге листает “Преступление и наказание” с очень тревожным лицом. Ученик Том (Мэтью Гуд) – образцовый аристократ. Его отец рулит крупной компанией, сестра скоро откроет художественную галерею, а при виде его невесты – американской блонди (Скарлетт Йоханссон) – мужчины немедленно делают стойку. Том тоже читает на досуге – что-то о финансовых потоках. Дружба образуется с первой подачи. Парни вместе играют, пьют коктейли и слушают оперу. А потом тренер охмуряет сестру приятеля, женится, получает место в семейной фирме и – то ли из жадности, то ли в подражание шурину – берет в оборот и его блондинку-невесту. Вообще-то, “Матч Пойнт” – картина непробиваемо серьезная, не похожая на болтливое вуди-алленовское кино. Тут никто не хохмит. Мужчины совершают Поступки и кусают в отчаянии кулаки. Американская красотка Скарлетт Йоханссон много и с удовольствием истерит, особенно ближе к развязке. Англоязычная критика, разбирая “Матч Пойнт”, вспоминает драмы о великом вранье – вроде “Близости” Николса или “Неверной” Лайна. И совершенно зря. У Аллена это первый со времен “Знаменитости” (1998) действительно остроумный фильм. Тщедушный 70-летний очкарик, заживо списанный в классики, вдруг прекратил брюзжать о закулисной жизни Манхэттена и снова, как в лопоухой молодости (“Любовь и смерть”, 1975), встал на тропу войны с литературой. На протяжении двух часов Ален дискутирует о нравственности с большими писателями, включая Достоевского и Теккерея. Дело Раскольникова тут не просто всплывает в кадре в виде книжки, а еще и копируется “в ноль” (будет даже старуха-процентщица!). Роман же британских разночинцев с высшим светом аккуратно списан с “Ярмарки тщеславия”. Но в итоге Аллен ловко щелкает оппонентов по носам. Его проныра-тренер, бедный, но хваткий парень с амбициями – образ архетипический, такой часто вышагивал по страницам. Он не подонок, иногда мается сомнениями, но и не злоупотребляет ими: просторный дом и лимузин с водителем важнее духовной чистоты. Стодвести лет назад таких вот ушлых, циничных героев карало божественное (и не только) правосудие – например, каторгой. Но режиссер растолковывает литераторам: справедливость ваша устарела, а Провидение сменило клуб. Аллен – на стороне проныры. Не столь принципиально, какими методами тот долбит себе нишу в обществе: черт с ними, с руками – была бы чистой обувь!