ММКФ-2011
Фильм открытия
«Трансформеры 3: Темная сторона луны»
Беря пример с главных киносмотров планеты, которые не стесняются открываться большими голливудскими хитами (так, Канны в этом году выкатили четвертых «Пиратов»), ММКФ впервые в своей истории начнется с мировой премьеры полноценного блокбастера. Им станет очередная серия войны роботов-перевертышей, разворачивающейся на нашей планете (а теперь и на ее спутнике) при посильном участии Шиа ЛаБефа. И можно сколько угодно спорить о художественных достоинствах «Трансформеров» (понятно, невеликих), но зато ясно точно: будет громко, будет ярко (по-другому Майкл Бэй и не снимает), будут сам Бэй, ЛаБеф и сменившая в роли его подруги Меган Фокс модель Хантингтон-Уитли на красной дорожке. Последний факт наверняка особенно оценит не в меру дружелюбный президент фестиваля.
Майкл Бэй о премьере своего фильма в Москве: «Да, мировая премьера третьих ’Трансформеров’ пройдет в России. Почему? Хотя бы потому, что там развернется один из эпизодов фильма. Русские автомобили, правда, трансформерами не станут — зато у нас есть русский десептикон, представляете?»
10 лучших фильмов ММКФ-2011
Самые интересные и громкие фильмы ММКФ, как всегда, обнаруживаются не в конкурсе, а в разнообразных дополнительных секциях. Мы отобрали 10 картин, которые нельзя пропустить ни при каких обстоятельствах.
«Меланхолия»
Премьеру нового фильма Ларса фон Триера в Каннах затмили нацистские шуточки самого режиссера — что не отменяет значимости самой картины краха мироздания, который насылает на свою и заодно все окружающие головы заскучавшая рекламщица Кирстен Данст.
«Пина»
Документальным (и снятым в 3D) посвящением Пине Бауш Вим Вендерс реабилитируется за неудачи последних лет. Люди из труппы Бауш рассказывают, как хореограф сделала их такими, какие они есть, и танцуют, танцуют, танцуют…
«Отморозки»
Традиции британского социального кино находят развитие в новом фильме когда-то сыгравшего барыгу в «Трейнспоттинге» Питера Маллана — жесткой и жестокой, но не лишенной изысканности истории взросления в сумрачном Глазго 70-х.
«Карлос»
Пятичасовой байопик марксиста, убийцы и поп-звезды от терроризма Карлоса Ильича Санчеса по кличке «Шакал». У Оливье Ассаяса получилось и высказывание о природе террора, и слепок с времени, детищем которого Карлос являлся.
«Темнокожая Венера»
Второй после «Кус-куса и барабульки» фильм Абделатифа Кешиша — многослойная и многоплановая картина о необъятной чернокожей танцовщице, выступавшей под псевдонимом Готтентотская Венера.
«Однажды в Анатолии»
Очередной фильм любимца Канн (в этом году он получил Гран-при жюри) турка Нури Бильге Джейлана — как у того принято, минималистская маленькая трагедия на малоазиатских просторах. «Северный свет» Дебютный фильм классика американского независимого кино Роба Нильссона покажут в рамках ретроспективы режиссера. Завораживающая история выживания эмигрантской общины в хмурой Северной Дакоте фиксирует даже не растворение людей в бесчеловечном пейзаже, а их произрастание из него.
«Елена»
Андрей Звягинцев наконец отказался от безвоздушного пространства и унылого общечеловеческого пафоса «Возвращения» и «Изгнания» в пользу реалистичной истории о социальной разобщенности в современной Москве.
«Охотник»
Бакур Бакурадзе, напротив, остался верен молчанию и медлительности «Шультеса» и в «Охотнике», действие которого происходит на свиноферме, демонстрирует развитие тех же приемов и поиск (пока, впрочем, не то чтобы успешный) своей темы.
«Мишень»
Главный в нашем кино специалист по творчеству Сорокина Александр Зельдович представит новый плод сотрудничества с писателем — антиутопию о России-2020 «Мишень». Проблемы у жителей будущей Москвы, в общем-то, те же.
Александр Зельдович о сотрудничестве с Владимиром Сорокиным: «Проза Сорокина визуальна, его тексты кинематографичны по своей природе. Я не думаю, что смог бы работать еще с каким-нибудь писателем. Другой важный момент заключается в том, что Володя — выдающийся русский писатель. А уровень дарования задает определенный уровень общения. ’Мишень’ — это многофигурный кинороман, в котором пересекаются между собой шесть разных историй, объединенных одной общей. Как и любой роман, имеет несколько слоев — там, как в ’Войне и мире’, есть место и сценам охоты, бала, и в то же время — сценам войны».
5 самых любопытных фильмов основного конкурса
«Шапито-шоу»
После ставшей одним из главных русских фильмов нулевых «Пыли» Сергей Лобан выдержал почти пятилетнюю паузу — и снял, как это ни странно, музыкальную комедию продолжительностью в три с половиной часа — с пением, плясками и цирком. «Шапито-шоу» составлен из четырех пересекающихся за счет места действия (Крым) новелл о главных константах людского взаимодействия (любовь, дружба, уважение, сотрудничество). На месте и константы лобановского стиля — Мамонов, двойник Цоя, маргиналы и абсурдная подоплека личных драм.
«Сердца бумеранг»
Второй русский фильм в конкурсе — новая работа былого каннского лауреата Николая Хомерики, камерная, в сущности, история трудящегося в Московском метрополитене помощником машиниста Кости. Неприметный молодой человек (его сыграл Александр Яценко) пытается вести прежний образ жизни даже после известия о смертельной болезни — но больное сердце все равно выдергивает его из обыденности, подталкивая к действию.
«Открытка»
Этот эпос о трагедии, пережитой Японией во Второй мировой, — на примере женщины, потерявшей из-за войны сразу двоих мужей, свекра, свекровь и саму способность к дальнейшему существованию в мирное время, знаменует очередное участие в московском конкурсе патриарха японского кино Канэто Синдо. Синдо трижды при этом выигрывал в Москве главный приз; ему уже 99 — и хотя его режиссура носит отчетливый ветеранский характер, к человеку такого жизненного опыта прислушаться никогда не бывает лишним. Тем более, что Синдо называет «Открытку» своим последним фильмом.
«Уход»
Режиссерский дебют первого президента Чехии Вацлава Гавела в чем-то можно считать автобиографическим — основной коллизией здесь является уход главного героя с поста канцлера Республики. Другое дело, что расставание с властью является здесь поводом для абсурдистского коллажа о выброшенности из жизни вообще. Гавел, всегда казавшийся слишком умным для политики, напоминает всем действующим коллегам: самое сложное, что вас ждет, ребята, — это обреченная борьба за сохранение собственного рассудка.
«Перевод с американского»
Переводом с «американского» в этой криминальной мелодраме занимаются даже не столько герои, сколько режиссеры: у Жан-Марка Барра и Паскаля Арнольда получилась фантазия на тему американского кино на французской почве и с местными персонажами. Подобно влюбленным убийцам из многочисленных заокеанских фильмов, герои «Перевода» погружаются в секс и агрессию к окружающим.
Кирилл Разлогов, программный директор ММКФ, о принципах отбора фильмов в конкурс: «Отличительной чертой нынешнего фестиваля я бы назвал столкновение крайностей. Например, мы надеемся столкнуть между собой старомодную режиссерскую работу Вацлава Гавела ’Уход’ и провокационную, эротически-уголовную драму Жан-Марка Барра ’Перевод с американского’, перенасыщенную сексом и насилием. Этот принцип будет присутствовать и в других разделах программ».
Ретроспективы
Вернер Херцог
Главный партизан мирового кино и певец запредельной одержимости приедет в Москву, чтобы представить ретроспективу лучших своих работ — от конкистадорской буффонады сумасшествия «Агирре, гнев божий» до картин грехопадения глазами игуаны в ремейке «Плохого лейтенанта». Отдельное внимание — самому свежему из фильмов Херцога «Пещера забытых снов», для съемок которого Херцог вместе с археологами и 3D-камерой первым из кинорежиссеров погрузился во французскую пещеру с наскальной живописью — и заснял не только красоту первобытного искусства, но и легкое сумасшествие своих попутчиков.
Сэм Пекинпа
В полном объеме покажут и фильмографию Кровавого Сэма, аутсайдера, алкоголика и психа — и, возможно, важнейшего на поверку режиссера Нового Голливуда. Пекинпа одинаково яростно воевал со студийными боссами, которым он вечно срывал графики и бюджеты, общественной моралью, границы которой он решительно переступал — например, в своих лучших фильмах «Дикая банда» и «Соломенные псы», и самим собой — по части саморазрушения коксом, травкой и вискарем он мог сравниться с самыми отъявленными бунтарями без причины. Документальное кино После долгого перерыва в программе ММКФ вновь объявился конкурс документального кино — хоть и довольно скромный (всего 7 картин). Но и в нем есть фильмы вполне себе притягательные — например, выступление того же Херцога дуэтом с русским режиссером Дмитрием Васюковым в этнографических «Счастливых людях: Год в тайге» или проникновенная автопоэма «Сенна» британца Асифа Кападиа, повествующая о трагической судьбе покойного автогонщика. Тем, кому этого покажется мало, предназначена программа «Свободная мысль», куда войдут лучшие документалки последнего года — стоит ждать здесь «Самый лучший из всех проданных фильмов» и «Отсчет до нуля» автора «Свалки» Люси Уокер.
Асиф Кападиа о своем фильме: «Сенна был настоящей кинозвездой на треке. Люди, встречавшие его, до сих пор помнят каждую деталь, сопутствовавшую знакомству с ним. У Айртона было то, что не объяснить словами, — подлинная харизма. Мне не нужны были спецэффекты — все, что вы видите в фильме, правда».
Фильм закрытия
Шпионский триллер о растянувшемся на 30 лет поиске нацистского преступника тремя агентами МОССАДа станет кульминацией ретроспективы Хелен Миррен. Великая актриса удачно играет и особ королевской крови, и возрастных героинь экшена — и не упускает возможности рубануть правду-матку на публике. Взять хоть недавнее «Нынешний Голливуд молится на мужчин от 18 до 29 — и их пенисы. Подозреваю, крошечные». Надо думать, пресс-конференция Миррен в Москве будет самой любопытной.