Лучшие спектакли сезона 2010/11
Никогда не говори «Никогда»
Театр «Современник» как-то выбыл из всех рейтингов, фестивалей и поисков «новой театральной реальности». В этом сезоне он совершил самый впечатляющий come back. Ни одной проходной премьеры. На Новый год подарил себе почти капустник «С наступающим…», где Леонид Ярмольник и Сергей Гармаш показали настоящий мастер-класс равноправного дуэта. От следующей премьеры никто вообще ничего не ждал. Писателя Исаака Башевиса-Зингера у нас любят, но московские инсценировки его прозы обычно получались скучно сентиментальными. Режиссер Евгений Арье долгое время проработал в Израиле в созданном им театре «Гешер», который по московским меркам звезд с неба не хватал. Выбрав из всех линий романа мелодраматическую, он поставил очень человечный и замечательно сыгранный спектакль. Исполнитель главной роли Сергей Юшкевич до спектакля «Враги: история любви» (на фото слева) ходил в крепких середняках. После премьеры о нем такого уже никто не смог бы сказать. Своего Германа Бродера он сыграл и мощно, и тонко, и стильно, и с редким для нашей сцены чувством вкуса и меры. Он стал лидером в ансамбле с такими индивидуальностями, как Чулпан Хаматова, Евгения Симонова и Алена Бабенко. Вслед за мастерами на «Другой сцене» ожидаемо «удивили» начинающие. Галина Волчек всерьез занялась молодыми режиссерами. Весной две премьеры выпустили два лучших выпускника двух лучших на сегодня мастерских. «Кудряшовец» Кирилл Вытоптов поставил тонкий, хрупкий даже, умный спектакль «Сережа» по чеховским рассказам, который привыкшие к экшену зрители принимают с трудом. Прислушиваться не привыкли. «Женовач» Егор Перегудов угодил публике куда больше. Причем именно современниковской. Инсценировку сентиментального романа букеровской лауреатки Елены Чижовой «Время женщин» (на фото наверху) он поставил, используя множество новых технологий, эффекты которых не заслонили однако яркую характерную игру актеров, откровенно рассчитывающих на сочувствие зала. И здесь первую скрипку сыграла Алена Бабенко. Уже известно, что в следующем сезоне премьер молодых режиссер в «Современнике» будет еще больше.
Сила памяти
К юбилею Константина Райкина главный режиссер его жизни Валерий Фокин поставил в «Сатириконе» спектакль «Константин Райкин. Вечер с Достоевским» по той же повести «Записки из подполья», по которой они вместе сделали в 1976 году спектакль в «Современнике» «И пойду… И пойду…», принесший им первый настоящий успех. Чтобы сыграть себя самого и свои непростые отношения с собственным даром, Райкину понадобилось все его блистательное мастерство.
Причем поначалу он именно мастерством: пластикой, тембром, мгновенными преображениями, ураганной энергией — властно захватывает зал, чтобы потом горько признаться ему, что не всегда знает, что с этой своей абсолютной властью делать. Райкин сыграл одну из лучших ролей не только этого сезона. Хорошая память принесла великолепную роль и Евгению Миронову. Он не забыл, что еще во время репетиций «Вишневого сада» с Эймунтасом Някрошюсом лет восемь назад родилась идея поставить вместе «Калигулу» (на фото справа) Альбера Камю. И вот Театру Наций удалось этот замысел осуществить. Жестокий тиран в исполнении Миронова превратился в мечтателя-перфекциониста, дерзнувшего освободить людей от всего земного, и в первую очередь от любви, делающей человека беззащитным. Сергей Женовач не забыл, что спектакль «Мальчики» по роману Достоевского «Братья Карамазовы» стал началом его нового театра «Студия театрального искусства». Второе поколение выпускников мастерской Женовача в свой первый профессиональный сезон тоже сыграло героев этого романа. «Брат Иван Федорович» — аскетично красивый по почти графической картинке — на эмоции не поскупился. Тут все юны, порывисты, безапелляционны и эгоистичны даже в жертвенности. Удивил Сергей Аброскин, который сыграл Смердякова с неожиданной простодушной нежностью.
Режиссер Виктор Рыжаков, ставя в «Мастерской Петра Фоменко» пьесу Александра Володина «Пять вечеров» (на фото наверху), сделал все, чтобы зрители забыли знаменитый ностальгический фильм Михалкова. Лишив историю флера времени, он оставил без защиты и оправданий цепляющихся за любые понятные иллюзии героев, которые больше всего на свете боятся непредсказуемости любви. В этом гротескном почти балете пока ярче играют актрисы: Полина Агуреева, Евгения Дмитриева и юная Яна Гладких. В следующем сезоне наверняка и мужчины доберут свое.
А все-таки вертится
После неудачного «Иванова» в МХТ им. А. П. Чехова, который и одного сезона в афише не продержался, сложилось мнение, что режиссеру Юрию Бутусову за Чехова лучше не браться.
Но он упрямо выбрал «Чайку» (на фото наверху), да еще и поставил ее в «Сатириконе», которому этот драматург уж совсем не родной. Вышло отчаянное признание и режиссера, и актеров в том, что театр — это мучи тельный морок, поглощающий своих жертв со всеми потрохами и изредка балующий их мгновениями упоительного вдохновения. Нежного Треплева — Тимофея Трибунцева, — для которого земная любовь оказалась важнее творчества, он просто ломает. А витальной простушке Заречной — Агриппине Стекловой, — наоборот, дает ощутить собственную природную мощь.
Не оскудела еще…
Дебютанты, которым Time Out Москва радовался в прошлом сезоне, не подвели. Андрей Сиротин и Яна Гладких сыграли уже две крупные роли в разных театрах. У Карбаускиса в «Будденброках» блеснули и Виктор Панченко, и Дмитрий Кривощапов. Новые «женовачи» полностью влились в репертуар «Студии театрального искусства». В этом сезоне вновь обратили на себя внимание «кудряши». Кроме режиссера Кирилла Вытоптова все заговорили об Инне Сухарецкой, которая играла в его лучших студенческих работах главные роли. Профессиональный дебют ее состоялся в театре «Практика» в сложной импровизационной роли в проекте Ивана Вырыпаева «Комедия». А уж в легком, да к тому же с песнями, спектакле «Бабушки» (в той же «Практике») она вместе с Надеждой Лумповой выделяется даже на милом фоне своих талантливых сокурсниц. При завидном чувстве юмора у обеих и абсолютной музыкальности они и в драме на многое способны. Вот увидите.
В Московском ТЮЗе сложную роль в новодрамовском тексте «Убийца», поставленном на сопротивлении этому тексту режиссером Дмитрием Егоровым, сыграл ученик известного провинциального педагога Вячеслава Кокорина, выпускник Екатеринбургского театрального института Евгений Волоцкий. Он сумел в привычном для любителей новой драмы рисунке легкого стеба над якобы самим собой сыграть настоящую драму становления личности.
В уже упомянутом современниковском «Сереже» (на фото наверху) сразу три роли виртуозно сыграл Илья Лыков, выпускник курса Михаила Мокеева РАТИ-ГИТИСа. И если две первых — остроумно и точно найденная характерность, то помещика Силина, мучимого сомнениями в любви собственной жены, он прожил на грани драмы и трагедии, нигде не скатившись в сентиментальность и истерику. Очень по-взрослому.