Охота на Пиранью
Красотка-химик Ольга (Светлана Антонова) и аквалангист-спецназовец Кирилл Мазур (Владимир Машков), пиная и подкалывая друг друга, пробираются через тайгу – дезактивировать затопленную в 70-х секретную военную лабораторию. Но едва герои погрузятся в озеро, которого нет на картах, как начнутся проблемы. Во-первых, окажется, что контейнеры с боевым отравляющим веществом "Радость жизни" пропали. Во-вторых, после обморочного затемнения кадра (смешной прием, задающий ритм приключениям Мазура с химичкой) пара попадет в фактурную деревню с прялками, козами, бубликами и казачками в термобелье. Но это не безобидный туристический аттракцион, а настоящее "Гуляй-поле", спрятавшееся в таежной глуши. Приезжих держат в клетках, секут розгами и называют обидным словом "животные". Заправляет всем блондинистый кокаинист Прохор (Евгений Миронов). Батька-атаман неглуп, с грехом пополам цитирует Канта, приторговывает "красной ртутью", дружит с группировкой "Красный ислам" и любит с собаками охотиться на людей.
На кассетах с подобными фильмами видеопираты испокон веков писали "супербоевик". Десять лет назад такое нон-стопом крутилось в "качалках" и формировало стандарты мужской красоты и морали. Сейчас "Пиранья" способна сформировать разве что здоровое отношение к модным геополитическим теориям – глядя на здешних "красных исламистов" (sic!) или "атомных православных" с баранками, трудно сохранить серьезное выражение лица. Но приставка "супер" фильму все равно очень идет.
Сценарий в "Пиранье" прям, как рельса: если кому-то суждено получить кол в череп – он его получит. Ломаются кости, люди мрут, как мухи, на кону – цивилизация. "Если это попадет не в те руки, погибнет половина человечества!" – обеспокоенно щебечет Оля. "А если в те – то все", – невозмутимо цедит Мазур. Владимир Машков физически очень крепок и регулярно это демонстрирует, а Евгений Миронов еще довольно субтилен, но держится настоящим барином. Увлеченность обоих актеров процессом съемки очевидна – иначе играть некоторые сцены они бы просто постеснялись. Например, ту, где Машков руками вытаскивает из ручья рыбешек. Или ту, где Миронов в костюме свежего кавалера с одноименной картины под "Болеро" Равеля фехтует самурайским мечом – на фоне красной стены с портретами дюжины военных преступников.
В общем, "Охота на Пиранью" пока – это самая удачная экранизация российской бульварной прозы. В книге Александра Бушкова таежные приключения занимают несколько месяцев и описаны с такими нюансами, что читать противно. А в фильме Кавуна смотреть, как Миронов поджигает Машкову штаны… ну, по меньшей мере, смешно.