Места силы
По сути, это средневековая крепость, где окопалась власть, которой вечно надо где-то запереться. В начале нулевых вход в этот рудимент сделали платным — то есть отняли у города общественное пространство. По статистике, москвичи ходят в Кремль один раз в жизни, потому что считают, там нечего делать. А значит, не просто пропускают отличные привозные выставки, но и не обмениваются энергией с собственной историей. Современное решение — выселить из Кремля «оккупантов», вернуть бесплатный вход, расставить скамейки, открыть разные кафе, магазинчики, клубы, бары и прочую милую светскую ерунду — тогда туристы и москвичи смогут по праву гулять там в свое удовольствие, потому что это фантастически красивое место. А Соборная площадь — вообще что-то невероятное. В европейской истории полно примеров десакрализации крепостей, когда власть добровольно отдает их обществу.
Green River
Проект-мечта выпускников МАРХИ мастерской Юрия Григоряна и Александры Павловой. Идея этой интервенции общегородского размаха — соединить зеленой тропой Битцевский парк и Лосиный остров. Связать два больших леса 40-километровой диагональю с системой парков. Утилитарно это была бы рокада — трасса, проходящая поперек радиальных направлений для их разгрузки. А для пешеходов и велосипедистов — парковый коридор на месте промзон. Рядом с разлетами автострад и мостами с растущими по краям елками — простор. А москвичи купаются, загорают, пасут коров и не стремятся никуда сбежать из города.
На «Арме» разбиты грядки, где любой органически-экологически-ориентированный гражданин может взрастить что душа пожелает. Аренда на весь сезон — 10 тысяч рублей. Яппи с удовольствием снимают стресс, копаясь в земле, как Мишель Обама.
«Московский Сохо»
ОП Москвы все чаще возникают в старых промзонах — так мы повторяем опыт Эйндховена. Заброшенные кварталы превращаются в культовые — «Винзавод» в бывшей пивоварне «Московская Бавария», где собрались прекрасные арт-галереи — в том числе Марата Гельмана и Айдан Салаховой; «Арма» с четырьмя газгольдерами, в которой арендуют офисы креативные бизнесы — Денис Симачев, «Сноб» и другие; Artplay на месте завода «Манометр» с антикварными лавками и гнездом независимой музыки клубом Avant. Можно говорить о рождении московского Сохо в районе Курского вокзала. Правда, в Сохо есть гей-деревня, нам же до этого еще далеко.
Булат Шарипов, куратор, музыкальное сообщество Plusplusplus: «Площадка на крыше корпуса Британской школы дизайна заработает с июля. Эта европейская по духу, по атмосфере история задумана как городской курорт, бесплатный публичный сад, где можно позагорать, пообедать или послушать хороший концерт. В зоне спорта — столик для пинг-понга и бадминтон. Устроим декоративный пруд и зеленую зону, максимально близкую к дикой природе. Компания, которая занимается озеленением крыши, хороша тем, что не сажает растения в кадки, а создает полностью натуральную среду, где можно будет посидеть на траве. Тут будут проходить фэшн-показы, выставки, лекции, вечеринки».
Кампус
На Павелецкой набережной, на месте бывшего Московского картонажно-полиграфического комбината, построят по проекту Сергея Скуратова демократичный по ценам молодежный жилой квартал-кампус — с кафе, клубами, галереями, службами быта, детскими садами и спортивными центрами. Все жизнеспособные промышленные постройки начала XX века сохранят. Корпуса сплотятся вокруг центральной пешеходной площади с искусственным прудом. А одно из исторических зданий окажется в центре водоема и превратится в ресторан с летней террасой у воды.
Причал
Максим Авдеев, фотожурналист: «Это такая затянувшаяся шутка. Позапрошлым летом это место ’открыла’ наша подруга Даша. А прошлым мы начали называть это место поп-ап-баром ’Причал’. Несовпадение ожиданий, спровоцированных названием, и реальности вызывало удивление и хорошо запоминалось. Постепенно все больше друзей присоединялось к нам прошлым душным летом. В какой-то момент сделали даже страницу в fb. Мы следили за порядком после нас: собирали пустые бутылки, окурки. Сейчас там собирается много незнакомых людей. Это здорово, но мы думаем, надо искать еще какое-нибудь нестандартное место и обживать его».
Марфино
Илья Мукосей, архитектор, студия «ПланАР»: «Проект реорганизации Марфино возник по инициативе инвестора. Это были каменные джунгли, все было поставлено рационально и плотно. Мы постарались создать в этом панельном пейзаже нетиповую атмосферу. Детские площадки, велодорожки, цветники — все сделано предельно ярким, чтобы скучные панельные дома ушли на второй план. Гигантские фигуры животных — слон, жираф, носорог, верблюд, кенгуру и антилопа — и яркие таблички с номерами домов и подъездов помогают ориентироваться в микрорайоне».
Музей под открытым небом
Его на один день устроили в Милютинском переулке «Архнадзор» и «Москва, которой нет». Экспонатами стали Центральная телефонная станция, театр «Летучая мышь» — в прошлом палаты Милютиных, костел Святых Петра и Павла, дом Лорис-Меликова и др. На домах повесили щиты-визитки с архивными фотографиями, картой и уникальными текстами известных краеведов. На входе в переулок волонтеры раздавали прохожим буклеты-путеводители, чтобы те совершали самостоятельное путешествие. Были и настоящие экскурсии — Рустама Рахматуллина и Дениса Ромодина. Многие здания впервые открыли городу свои интерьеры.