А что у них?
Other people’s photographs Фолкстоун, Великобритания
Начнем с одного интересного проекта, реализованного в английском городе Фолкстоун в 2008 году. Этот проект удостоился специального упоминания жюри The European Award for Urban Public Space в том же году. Ребята из Strange Cargo Arts Company собрали более полутора тысяч фотографий местных жителей за последние 125 лет. 514 фотографий вместе с комментариями владельцев развесили ровно в тех местах, где они когда-то были сделаны, — на улицах, отходящих радиусами от центральной площади города, и в специальном интерак»тивном киоске на самой площади. Авторы проекта показали, как Фолкстоун изменился за последний век, напомнили жителям, что город принадлежит им, а приезжим помогли сразу познакомиться с частной жизнью.
Passage 56/Espace culturel cologique Париж, Франция, rue Saint Blaise
Пример создания общественного пространства «снизу». Местные жители, представители городских властей и частного бизнеса встречались в заброшенном закрытом проходе между двумя домами — так сложилось исторически. Презенто»вали планы развития, проводили дебаты и общественные слушания. Незаметно пространство стало постоянным местом встреч для жителей района, местом проведения литературных чтений и экоогоро»дом, за которым жители окрестных домов ухаживают сообща.
Создавая ОП, можно реализовать чью-то мечту. Мечту о море, например. В жару даже в Москве иногда кажется, что за поворотом — море. В Копенгагене по инициативе город»ского совета сделали симпатичный пляж прямо в городской черте. Возможно, под впечатлением именно от этого проекта в Парке Горького сейчас строят деревянный экопляж на берегу и обещают сделать бассейн, если найдут подходящую баржу.
Open-air-library Магдебург, Германия
В «социально депрессивном» районе Магдебурга в результате обсуждения проекта властями, жителями и профессионалами построили библиотеку. Было рассмотрено несколь»ко проектов. Тот, что понравился жителям больше всех, был сначала воспроизведен из пустых пивных ящиков, а потом уже по строен. Жители мало того что собрали больше 20 тысяч книг — они участвовали в строительстве библиотеки, а теперь управляют ее работой.
Moorhouse Лондон, Великобритания
Часть площади закрыли для транспорта, вымостили ее заново, на месте, где раньше было движение, разбили выпуклую лужайку — она стала точкой притяжения для работников окрестных офисов.
Metropol Parasol Севилья, Испания
В Севилье только что возвели деревянную конструкцию в виде трех атомных грибов над площадью. На первый взгляд, здесь больше желания построить красиво, чем полезно. На самом же деле архитекторы спасали жителей Севильи от палящего солнца.
Staples street bus station Корпус Кристи, штат Техас, США
Общественное пространство на автобусной остановке. Так тоже бывает. Здесь пересекаются 14 маршрутов общественного транспорта. До строительства новой общей остановок было несколько, и они были раскиданы по округе. Для общей остановки был построен навес. Сконцентрировали торговлю, выделили зоны для отдыха и ожидания. И в итоге получилось место, куда люди ста»ли специально приходить и прово»дить время.
Город как общественное пространство
Эйндховен — голландский город, который был насыщен высокотехнологичными предприятиями, такими как «Филипс». Когда эти компании решили перевести производство в другие центры, город опустел. Сообщество местных дизайнеров во главе с Кисом Донкерсом впервые в мире стало превращать заброшенные фабрики в галереи, магазины и бары. Так город превратился в единое пространство.
Нельзя и можно
- В Нью-Йорке вас оштрафуют на 25 долларов, если вы будете пить минералку из пластиковой бутылочки. Там действует запрет — no public drinking — в ОП нельзя пить. Не только алкоголь, а вообще ничего. Но упаковав бутылку в пакет, можете пить спокойно.
- Зато в Испании горожане добились права массово собираться на площадях и выпивать: тысячами приносят виски-колу. Пытались запретить, но выпивающие взяли количеством.
- Если в ОП исламской страны вы будете днем есть или пить в Рамадан, мусульмане воспримут это как оскорбление.
- Один знакомый, у которого дом с большим участком в Норвегии, жалуется в fb, что по его владению шастают разные люди, а он не может им это запретить — такое у них законодательство.
- А в ОП Берлина и вовсе можно находиться голым. Этим воспользовался Олег Кулик. Когда он задумал сделать в Берлине акцию «Я люблю Европу, она не любит меня», власти не просто разрешили ее провести, но и предоставили соучастников. И вот на парковом газоне по кругу стояли полицейские — по числу членов ЕС — с собаками в намордниках, меж ними ползал голый Кулик и приставал к собакам со своей любовью. Собаки, мало чего понимая, на Кулика злились и гавкали. Будь это в Москве — его точно забрали бы в каталажку.