Бунюэль на ТВ
Великий насмешник и сюрреалист, шокировавший публику своими фильмами и стремлением взорвать обыденность, начинал еще в период расцвета авангардистских течений и первые работы сделал совместно с Сальвадором Дали. Картина «Андалузский пес», сделавшая Бунюэля одним из ведущих режиссеров мира, считается идеальным примером сюрреализма в кино. Наряду с Феллини, Антониони и Висконти, мастерами французской новой волны Бунюэль стал в этом движении признанным классиком. И в зрелом возрасте он не изменил себе, сняв сюрреалистические философские притчи «Скромное обаяние буржуазии» и «Этот смутный объект желания».
Создатели испанской документалки «Бунюэль» (понедельник, 23.50–0.50, Культура) вспомнят о самых известных лентах режиссера. В рамках ретроспективы «Мексиканский Бунюэль» нам покажут ленты, которые сегодня не увидишь даже в «Иллюзионе».
Открывает ретроспективу комедия 1949 года по одноименной пьесе Адольфо Торрадо «Кутила» (вторник, 23.50–1.30, Культура). После смерти жены состоятельный дон Рамиро де ла Мато превратился в разнузданного гуляку. На место беспечного кутилу поставит его собственный брат.
В ролях: Фернандо Солер, Розарио Гранадос, Андрес Солер, Рубен Рохо.
Драма 1950 года «Забытые» (среда, 23.50–1.20, Культура) продержалась на афише четыре дня и тотчас вызвала резкие нападки критики, а профсоюзы даже потребовали выдворения режиссера из страны. Но картина стала триумфатором на вручении главных кинематографических наград — 11 призов Мексиканской киноакадемии, приз за режиссуру на Каннском кинофестивале и премия ФИПРЕСИ. Главный герой Хайбо сбегает из исправительной школы, становится главарем банды беспризорников, которые совершают бессмысленные акты насилия над более слабыми — стариками, детьми, инвалидами — не ради денег, а ради удовольствия… В ролях: Эстела Инда, Мигель Инклан, Альфонсо Мехия, Роберто Кобо.
Среди фильмов, снятых в Мексике, «Назарин» (четверг, 23.50– 1.30, Культура) по мотивам романа Бенито Переса Гальдоса был одним из самых любимых у Бунюэля. Он был хорошо принят и заставил говорить о режиссере как о видном представителе интеллектуального философского кино.
В ролях: Марга Лопес, Франсиско Рабаль, Рита Маседо, Игнасио Лопес Тарсо.
Во время работы над фильмом 1962 года «Ангел-истребитель» (пятница, 23.50–1.25, Культура) Бунюэль признавался, что хотел бы снять его в Париже или в Лондоне, с европейскими актерами, в обстановке роскоши, с шикарными костюмами и аксессуарами. Однажды вечером после театрального спектакля представители высшего общества буржуа и аристократов попадают на званый ужин, а после ужина — в салон. Вдруг они обнаруживают, что в силу каких-то таинственных причин не могут покинуть особняк на улице Провидения. Через два дня необъяснимого заточения гостей охватывают страх и отчаяние… «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля.
В ролях: Сильвия Пиналь, Энрике Рамбаль, Хосе Бавьера.
«Он» (воскресенье, 22.50–0.35, Культура) по роману Мерседес Пинто снят в 1953 году. «По правде говоря, в нем нет ничего мексиканского, — рассуждал Бунюэль. — Действие могло бы разворачиваться где угодно, поскольку это портрет параноика. Параноики подобны поэтам. Они такими рождаются. Затем уж они неизменно толкуют действительность в соответствии со своими наваждениями».
В ролях: Артуро де Кордова, Делия Гарсес, Аурора Уокер.