Сетевая лихорадка
Второй интернет-бум в России начался. В телевизоре один за другим в прайм-тайм стали показывать ролики Life.ru, Top4Top, «Одноклассники» и Loveplanet. Раньше бюджетов на рекламу у интернет-проектов, тем более стартующих, не было, а сейчас авторы сайтов легко убеждают инвесторов в том, что рынок плотный и видеоролики необходимы для привлечения аудитории. Последний раз такое было в 2000 году, когда в «Что? Где? Когда?» появился мистер «Рамблер», а кое-где пробегали мелкие партнерские ролики «Озона», «Яндекса» и Mail.ru. Это был пик первого интернет-бума. Сеть казалась этакой волшебной палочкой, которая всех превращает в миллионеров. Так и произошло в Америке, где по окончании первого интернет-бума обанкротилась десятки компаний и миллионерами стали бывшие миллиардеры.
В 2007-м бизнес снова повернулся к интернету. И причин тому несколько. Во-первых, интернет стал прозрачен. Российские компании стали публиковать все данные по оборотам и прибылям — теперь они доступны любому пользователю. Появилась достоверная информация, что кто-то все-таки зарабатывает, и зарабатывает миллионы. «Рамблер» заявил, что готов получить в этом году 67 млн долл., «Яндекс» заработал 60 млн (чистой прибыли) еще в прошлом году, а компания «Бегун» продала рекламы на 1,085 млрд рублей. В интернет снова потянулись крупные инвесторы.
Собственно, а куда вкладывать деньги? Например, 10 000 долл. В нефть? Не тот уровень, к тому же там все поделено государством. В фондовый рынок? Но уж точно не в этом году. В недвижимость? Для московского рынка это смехотворная сумма. Остается интернет, который не выглядит такой глупостью, как 5 лет назад. В 2000-м крупного предпринимателя засмеяли бы собственные друзья, а сейчас в интернете и Усманов, и Керимов, и Прохоров, и Мамут, даже холдинг «Газпром-медиа» купил русский youtube (rutube.ru).Вот и вторая причина — интернет стал не просто модным, а перспективным видом бизнеса.
В-третьих, немалую роль в буме сыграл колоссальный успех социальных сетей, которые за один-два года существования вдруг стали оцениваться в миллиарды рублей. По данным TNS Gallup Media, портал «Одноклассники.ru» за два года собрал аудиторию, равную «Яндексу» и Mail.ru, которые работали ради этих показателей 10 лет.Если бы «Одноклассники.ru» стоили 5 млн долл., их бы купили за полчаса, но они себя оценивают уже в 180.
Для примера, Yahoo! стоит около 50 млрд долл., дешевле, чем 8 лет назад, и покупателей хоть отбавляй. Google, Руперт Мердок, America Online — все хотят купить Yahoo! независимо от его финансовых показателей только потому, что это самый посещаемый американский сайт. А аудитория нужна всем.
Пока инвесторы присматривают ресурсы для вложения, рядовые пользователи мечтают придумать проект, который можно выгодно продать. Как обычно, разбогатеет один из тысячи. «Новый» сайт на миллион придумает тот, кто живет в Лондоне и Америке, где высокоскоростным интернетом пользуются 70% населения. Он просто отследит успешный проект и клонирует его на российской почве. Так было и с Альбертом Попковым, который жил в Лондоне и работал на одну из социальных сетей. Он заслужил свой миллион, потому что сделал интернет удобнее: поиск по конкретным людям теперь легче осуществлять в «Одноклассниках», а не в «Яндексе».
Пример Попкова — очередное подтверждение тому, что до сих пор любой западный сервис удавалось клонировать и делать его здесь популярнее западного аналога. Даже русифицированный livejournal.com уступает liveinternet.ru из-за того, что последний стал ориентироваться на более молодую аудиторию, для которой блоггер-тысячник Антон Носик не авторитет. Есть и другое объяснение: в интернете тоже есть языковой барьер, поэтому русским пользователям привычнее пользоваться сайтами на русском. В этом свете вложение «Газпром-медиа» в rutube.ru выглядит логично: развитие видео- и музыкальных сервисов только начинается, и явных фаворитов здесь пока нет. Кстати, инвесторам стоит обратить внимание на то, что у нас до сих пор не развит сегмент многопользовательских онлайновых игр. А ведь абонентская плата и покупка виртуальных артефактов — это настоящая золотая жила.
К сожалению, просто следить за успешными западными проектами из России бесполезно. Для успеха нужно жить за границей и быть человеком той культуры. Лучше всего отправиться в Японию. Это как путешествие на 10 лет вперед, по возвращении из которого можно случайно наткнуться на золотоносный рудник.
Гид по Интернету: 150 лучших сайтов
Веб-ресурсы на любой вкус — для развлечений, общания и поиска информации.
10 самых успешных web-проектов
Порталы, которые сделали своих владельцев миллионерами.
Эксперимент: выходные в Интернете
Корреспондент Time Out попытался получить от сидения за компьютером максимум удовольствия.
Все о порнобизнесе в Сети
Рекомендации начинающим порномагнатам.
Компьютерные игры на любой вкус
Сегодня играют все — от домохозяек до генеральных директоров.