Посейдон | Дети | Time Out

Посейдон

Василий Корецкий   14 июня 2006
2 мин
Посейдон
Римейк классического фильма-катастрофы о кораблекрушении гигантского трансатлантического лайнера -бессмысленный, беспощадный и головокружительно красивый.

В новогоднюю ночь пассажирское судно "Посейдон", обитый орехом лайнер циклопических размеров, совершает свой первый заплыв через Атлантику. Салютуя пробками из-под шампанского, где-то минут через пятнадцать после открывающих титров, это чудо судостроения подставляется боком к девятому валу и переворачивается вверх тормашками, эффектно искря разорванной проводкой. Пока выжившие при падении на потолок пассажиры послушно строятся парами, компания смельчаков (пожилой гей, бывший мэр Нью-Йорка, его дочь, ее жених, женщина из общества с сыном, девушка из низов и авантюрист-космополит) устремляются искать выход к океану.

Этот акт недисциплинированности (тех, кто остался ждать спасения, уже через десять минут эффектно смоют потоки из треснувших иллюминаторов) – единственный на весь фильм намек на то, что палубы терпящего крушение судна есть не только полоса препятствий, но и сцена для десятков человеческих драм. Дальнейший переполз самостоятельно мыслящих людей сквозь огонь, воду и, буквально, трубы сложно назвать торжеством экзистенциализма.

Вольфганг Петерсен, когда-то исполнивший один из лучших гимнов воинскому духу ("Лодка"), сегодня подобен римским императорам, устраивавшим масштабные гладиаторские бои. Его постановки поражают не сочетанием волевой тактики и изощренной стратегии, а пышностью спецэффектов и размахом катаклизмов, сопоставимых по масштабу с теми, что описаны в "Бхагават-Гите". Среди этих океанов огня и воды голливудские звезды (Брэд Питт в "Трое", Джордж Клуни в "Идеальном шторме", Курт Рассел здесь) смотрятся до умиления беспомощно – точно губернатор Калифорнии на знаменитом полотне Виноградова и Дубоссарского "Шварценеггер и дети".

Впрочем, в случае с "Посейдоном" так, наверное, и должно быть. В конце концов, оригинальный фильм, открывший в 1970-х декаду кинокатастроф (за "Приключением Посейдона" последовали три "Аэропорта" и действительно сильный "Джаггернаут") сегодня смотрится настоящим цирковым аттракционом, даже трогательным в своей претенциозности. Отряхивая пепел с легенды жанра, Петерсен и не думает возиться с драматической частью, а сразу же дает понять, что главное для него – пиротехника на грани стихийного бедствия и поистине героическая физиология. Немалую часть подготовительного периода картины режиссер провел, по его же словам, в своем приусадебном бассейне, высчитывая, сколько может выдержать обычный человек под водой. И судя по фильму, между кастингами и совещаниями Петерсен скромно поставил мировой рекорд.