Марсель Дюшан Пасадена, США, 1963
Марсель Дюшан Пасадена, США, 1963
Автор знаменитого «Фонтана», подрисовавший усы Моне Лизе, считал шахматы занятием более бескорыстным, чем искусство. На своей ретроспективе в музее искусств Пасадены он сыграл в шахматы с обнаженной художницей и писательницей Евой Бабиц.
Ив Кляйн, «Антропометрии», Париж, 1958, 1960
Противник линии и рисунка, Кляйн пробовал разные способы нанесения цвета. Он создавал картины при помощи «живых кистей» — покрытых синей краской обнаженных тел. Одетая в вечерние туалеты публика наблюдала за тем, как три модели под «Монотонную симфонию» Кляйна (20 минут звуков на одной ноте, 20 минут тишины) оставляли отпечатки своих тел на холстах.
Йоко Оно, «Cut a Piece», Токио, 1964; Лондон и Нью-Йорк, 1965; Париж, 2003
Йоко Оно неподвижно сидела на сцене, рядом лежали ножницы. Зрители подходили и отрезали по кусочку ее одежды, пока она не оказывалась обнаженной. В Токио публика вела себя прилично, в Лондоне выплеснулась агрессия. И попытка трансформации внутреннего страдания стала трактоваться как готовность принять на себя жесткость.
Марина Абрамович и Улай, «Отношения в пространстве», Венеция, 1976
Первый перформанс сотрудничавших затем 12 лет художников был сделан для Венецианской биеннале: исследуя взаимодействие мужской и женской энергий, обнаженные, они двигались навстречу друг другу, пока их тела не касались друг друга, и повторяли движение в течение часа со все возрастающей скоростью, пока, столкнувшись, не падали в изнеможении.
Олег Кулик, «Бешеный пес, или Последнее табу, охраняемое одиноким Цербером» (совместно с Александром Бренером), Москва, 1994
Идея перформанса — не реалистическое изображение процессов, происходящих в стране, и состояния их участников, а охрана искусства. Впавший в транс художник кидался на машины, сбивал с ног людей, кусался.