Тринадцать
Небритый грузинский иммигрант Себастьян (Георгий Баблуани) подрабатывает кровельщиком, починяя крышу немолодому тощему морфинисту с нервным лицом офицера белой гвардии. Но работодатель проявляет свойственную всем наркоманам безответственность: не успев заплатить ни франка, умирает от передозировки в теплой ванне. В качестве сомнительного вознаграждения Себастьяну достаются подслушанные через дырку в крыше обрывки разговоров о грядущем "большом деле" и адресованный покойнику конверт с билетом и гостиничной бронью. Любопытный Себастьян решает влезть в чужую игру. Следуя правилам совершенно кустарной конспирации (всю дорогу на хвосте у парня сидит довольно нерасторопная жандармерия), со многими тревожными пересадками он добирается до пункта назначения, заполненного отборными характерными актерами кажется, здесь собрались все подонки французского кино. Тут-то и выясняются леденящие кровь подробности дела, теперь понятно, при чем тут цифра 13. Но о деталях умолчим: пусть вас холодит в зрительном зале, а не сейчас.
Для 26-летнего Гелы Баблуани, сына грузинского киноклассика Теймураза Баблуани, чертова дюжина оказалась числом счастливей некуда ему удался дебют. Во-первых, Баблуани снял кино об аде кромешном и человеческом исступлении вещах, о которых по определению после 30 снимают уже с профессиональной ленцой. Во-вторых, дебютировал по всем правилам в черно-белом варианте, то отсылая к французскому нуару, то его пародируя и здорово оживляя (то, что происходит сзади, в расфокусе, порой не менее интересно, чем "психические атаки" на первом плане). Но при всем своем махровом экзистенциализме "13" не что иное, как спортивная драма. Замена боксерских матчей или драки за мяч на подпольный чемпионат по одной якобы русской игре в эмоциональном плане мало что меняет. Зато адреналин тут шибает в голову куда сильнее, чем на послематчевых пенальти.
Выиграв конкурс дебютов в Венеции и на Сандeнсе, истинное признание "13" получил все же в Голливуде через два года обещан ремейк. Теперь остается ждать, что изображение обретет цвет, упадочная Европа превратится в американский сарай, а футболку под номером 13 примерит на себя какой-нибудь Колин Фаррелл. Вот это и будет настоящий "ужас и моральный террор".