«Два дня» Авдотьи Смирновой | Кино | Time Out

«Два дня» Авдотьи Смирновой

Денис Рузаев   5 сентября 2011
3 мин
Романтическая комедия или история о классовой борьбе?

В первом фильме Авдотьи Смирновой «Связь» влюбленных Пореченкова и Михалкову разделяют 650 километров от Москвы до Петербурга и устоявшиеся в граните быта брачные отношения с другими. Во втором — разворачивающихся в усадьбе собирательного русского классика Щегловитова «Двух днях» — пропасть между вступающими в романтические отношения героями еще шире: на пути у чиновника Федора Бондарчука и музейной работницы Ксении Раппопорт столетия взаимной классовой ненависти и сколь емкие и распространенные, столь и абсурдные предрассудки насчет друг друга. Это, в общем-то, находка для классического ромком-мотива о притяжении противоположностей — но, по словам Смирновой, «Два дня» родились не из разницы душевных потенциалов, а из, грубо говоря, кастинга.

«Федор давно просил меня написать любовную историю для них с Ксенией. Мы очень долго думали, кого он может играть в этой истории, — и пришли к выводу, что будет интересно, если он сыграет большого чиновника. А так как романтическая комедия — жанр жесткий, со своими законами, его партнерша должна была представлять мир, антагонистичный чиновничьему. Понятно, что главный антагонист чиновничества — интеллигенция. Квинтэссенцией нашего сословия являются музейщики, работники традиционных музеев — а поскольку я довольно долго просидела в Спасском-Лутовиново, снимая “Отцов и детей”, то, в общем, понятно, почему мы выбрали именно такое место действия».

После премьеры «Двух дней» на «Кинотавре» главный вопрос, который задавали Смирновой, был прост — всерьез ли режиссер призывает думающие слои населения к диалогу с режимом, который так часто называли кровавым, что само это словосочетание приобрело отчетливый иронический характер. Но, чтобы углядеть этот призыв в «Двух днях», надо смотреть их через толстое стекло собственных предрассудков — Смирнова ясно дает понять, что будущего у альянса замминистра и м.н.с. нет. «Достали, конечно, но мне-то как раз было интересно показать и воспеть интеллигенцию. Если подумать, то русской интеллигенции не было в отечественном кино последние… лет тридцать. Вот так, как ее показывали “Полеты во сне и наяву”, “Храни меня, мой талисман” и многие другие фильмы. Но она же никуда не девалась в эти годы — как была, так и есть».


Интеллигенция, может, никуда и не девалась, но сам экранный типаж интеллигента — как и многие другие — ощутимо девальвировался,


то ли перестав отражать изменившуюся действительность (в которой, по правде, классический интеллигент давно уже ни на что не влияет), то ли утратив доверие зрителя. «Тем хуже для зрителя», — считает режиссер «Двух дней», в которых условная классовая война увидена сквозь шуршащие ветви высаженных классиками кленов и под блеяние козы — ту с переменным успехом комично доит героиня Раппопорт.

«Это два сословия, на этой территории исторически враждующих друг с другом, а раз это так, то дело не в нынешней власти или вчерашней, а вообще в феномене власти в России. Поэтому призывать “Возьмемся за руки, друзья!” или “Давайте поженимся” я не буду. В то же, что возможен какой-то контакт между людьми из самых разных социальных классов, в то, что можно чужого на первый взгляд человека окликнуть и он отзовется, я абсолютно точно верю. Это на самом деле вопрос даже не веры, а жизненного опыта. То, что среди интеллигенции есть подлецы, а во власти есть приличные люди, ясно даже просто исходя из здравого смысла. Выбор именно таких персонажей был обусловлен лишь тем, какие актеры должны были играть главные роли, — а дальше, да, мы попытались вложить в фильм какие-то cоображения на их счет».