Выставка должна быть зрелищем
— Как сформировалась выставочная политика ММК?
— Пушкинский музей и Эрмитаж все 70-е, 80-е и 90-е годы везли в Россию живопись из крупнейших мировых музейных собраний. Эти выставки были отдушиной в период железного занавеса. Но никто и никогда не привозил в страну то, что у нас простовато именуется декоративно-прикладным искусством. В начале нулевых в Музеи Кремля пришли новые директор и команда. Мы решили изменить отношение к нашему материалу и сделать масштабную серию выставок «Королевские и императорские сокровищницы в Кремле».
Выставочная политика не должна быть случайной. К сожалению, иногда музеи берут не самые интересные проекты, если их предлагают вместе с финансированием. Мы так не делаем: у нас два маленьких выставочных зала по 200 кв. м и с невысокими потолками. Если уж делать только четыре выставки в год, то они должны быть исключительными. И исключительно успешными.
— И как сделать выставку успешной?
— Досадные неудачи прошедшего сезона, какие-то недооцененные выставки — это, может быть, во многом результат неправильной модели преподнесения. Одно дело — привезти прекрасный предмет, другое — представить его в контексте и как шедевр, от которого невозможно оторвать глаз. Мы почти всегда посылаем своего дизайнера посмотреть экспонаты в тех музеях, где они хранятся, — проникнуться духом эпохи.
Мы сами ищем деньги на все выставки: чем интереснее, эффектнее проект, тем легче уговорить спонсоров. Сегодня выставка должна быть зрелищем. Мы конкурируем с картинкой на экране айпада. Например, на выставке сокровищ Аугсбурга зритель заходил в Одностолпную палату — и оказывался в центре Аугсбурга, европейской ювелирной столицы: на четыре стены со сводами проецировались четыре стороны центральной площади города. На самом деле даже с очень «популярным» материалом можно сделать что-то новое. Вот выставка этого года «Карл Фаберже и мастера камнерезного дела». Многие были настроены скептически: опять Фаберже. А мы привлекли громаду нового материала, показали, как русские камнерезы вышли на европейский рынок, как Фаберже повлиял на Картье. За четыре месяца выставку посетили 225 тысяч человек, она оказалась самой успешной за всю нашу историю.
— А где российские музеи недотягивают?
— Статус куратора в западных музеях несравненно более высок, чем в России. У нас и должности такой нет — есть старший научный сотрудник, хранитель коллекции. А там куратор не занимается вопросами хранения — только творчеством. Куратор там почти царь и бог, и если принято решение делать его выставку, то на куратора и проект сразу начинают работать все службы музея.