Продюсеры
В 1968 году состояние американской комедии заметно улучшилось: Мел Брукс выпустил свой первый фильм “Продюсеры”. Вооружившись идеологией “это так плохо, что уже хорошо”, он ввел в кино классический типаж еврея-невротика и, охаяв бродвейский шоу-бизнес, вывел алгоритм “новой пародии”, окончательно смешав хороший и дурной вкусы. В прокате фильм провалился, но Бродвей воспринял насмешку как здоровое вливание и тут же перенес историю на свои подмостки.
Новые “Продюсеры” не столько ремейк, сколько обратный перенос мюзикла на пленку. Что легко объяснимо: все-таки билет в кино стоит раз в десять дешевле билета на Бродвей. Кардинальных изменений история не претерпела: Макс Бялисток (Натан Лэйн), некогда успешный бродвейский продюсер, опустился на самое дно нью-йоркской жизни и развлекает разбитных старушек эротическими играми. Когда к нему заявляется невротичный бухгалтер Лео Блум (Мэтью Бродерик) проверить счета, вскрывается роковая тайна: при определенных обстоятельствах, поставив провальный мюзикл, можно собрать миллионы. Дело за малым: собрать труппу из отъявленных непрофессионалов и найти самую ужасную пьесу – ею окажется “Весна для Гитлера” бежавшего в Америку фашистского приспешника Франца Либкинда (Уилл Феррелл). Естественно, нарочная попытка сделать похуже выйдет героям боком.
Два “низких” жанра – пародия и мюзикл – дали в результате не самые дурные всходы: шутки все те же, а музыкальные номера не так уж и скучны – чего стоит один ударный старушечий кордебалет. Правда, гомофобский юмор, муссирующийся со старательностью Бенни Хилла, давно устарел, а из сценария вылетел герой по имени LSD, певец flower power и исполнитель гитлеровских арий. Зато разрослась роль Уллы, секретарши из Швеции, которая в исполнении Умы Турман то отчетливо напоминает Марлен Дитрих, то олицетворяет пугающую “50-футовую женщину”. Конечно, Бродерику и Лэйну, современным комикам, не перешутить блестящих комиков 60-х Джина Уайлдера и Зиро Мостела – переигрывать чужой фарс вообще невозможно. Но речь о том и не шла, скорее – о достойном подражании. И это как раз оно.