Лабиринт Фавна
В 1944 году только-только вступившая в подростковую пору Офелия (Ивана Бакуэро) переезжает вместе с беременной мамой куда-то в горы Северной Испании к новому отчиму — капитану Видалю (Серхи Лопес). Капитан человек не то чтобы злой, но какой-то одномерный: любит порядок и карманные часы, заводить граммофон, отлавливать повстанцев и расстреливать их из немецкого пистолета «люггер». Общего языка двенадцатилетняя фантазерка и ледяной садист не найдут — это ясно с самого начала: Офелия влюблена в свой сборник сказок, а фашисты, как известно, книжек не любят. Зато девочка сразу же знакомится с местными феями и весьма учтивым, хотя и страшноватым фавном, которые убеждают ее в том, что она, ни больше ни меньше, принцесса волшебного подземного царства, которой нужно пройти три испытания.
У Гилльермо Дель Торо, почитаемого не только за второго «Блейда» или «Хеллбоя», но и, в частности, за «Хребет дьявола», события которого также разворачивались на фоне гражданской войны в Испании, получилась удивительная вещь. Он смешал два доселе несовместимых жанра: пламенную песню про партизан (временами «Лабиринт» подозрительно похож на последний фильм Кена Лоуча) и «Гарри Поттера» в самых мрачных и готических его проявлениях. Буквально это выглядит так — пока франкисты клещами вытягивают правду из пленных республиканцев, стрекозы и цикады превращаются в эльфов, корень мандрагоры отчаянно хочет стать человеком, а под землей бродят натурально босховские существа. С ними Офелии надо справиться — извлечь, например, золотой ключик из потрохов гигантской жабы или перехитрить жуткого упыря с глазами в ладонях, по сравнению с которым Гитлер, Муссолини и Сталин — три розовых поросенка.
Сказочные герои гротескны и чудовищны, но составленная из крови и пота реальность не отстает от них ни на шаг. Лишенная всякого стыда камера то и дело демонстрирует, как одному отпиливают без анестезии ногу, другому проламывают бутылкой череп, третьему режут щеки кухонным ножом, а рассказанная на ночь сказка превращается в сюрреалистический и завораживающий кошмар. Вряд ли стоит вести на этот фильм детей, но родителям нужно сходить обязательно. Хотя бы ради пронзительного финала, который даже закоренелого циника доведет до слез.