Империя Гергиева
1. Валерий Гергиев дирижирует Римского-Корсакова и Щедрина
Необычное, но красочное сочетание классика прошлого и классика современности. Стопроцентно пасхальная программа, в которой оркестр Мариинского театра покажет все, на что способен: увертюру «Светлый праздник» Римского-Корсакова и его же сюиту из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», фрагменты из балета «Конец-горбунок» и «Озорные частушки» Родиона Щедрина.
Вс 27 апреля, 19.00, Большой зал Консерватории
2. Седьмая симфония Малера
Вероятно, самая заковыристая симфония в наследии композитора, которую в равной степени боятся и дирижеры, и слушатели. Недавно исполнивший Седьмую симфонию в рамках турне Лондонского симфонического оркестра, Валерий Гергиев теперь берется за нее вместе с симфоническим оркестром Мариинского театра. В качестве аперитива прозвучит блестящий опус французского классика ХХ века Анри Дютийе — «Мистерия момента».
Пн 28 апреля, 19.00, Большой зал Консерватории
3. Collegium Vocale Gent и Филипп Херрвег
Любителям старинной музыки: один из лучших барочных коллективов мира приезжает с баховскими кантатами и Пасхальной ораторией. Воздушные тембры жильных струн и старинных флейт, небесной красоты голоса солистов и хора и балетная пластика маэстро Филиппа Херрвега прилагаются.
Вс 4 мая, 19.00, Концертный зал им. П. И. Чайковского
4. Хоровой гала-концерт
Мощнейшее мероприятие: лучшие хоры выходят и поют кто во что горазд. В гала участвуют Камерный хор Московской консерватории, камерный хор «Арион» (Осетия), Хор софийских мальчиков (Болгария), камерный хор «Кредо» (Украина), юношеский ансамбль «Мдзлевари» (Грузия), хор «Мелоди» (Сербия) и Камерный хор Эстонской филармонии.
Вт 6 мая, 19.00, Концертный зал им. П. И. Чайковского
5. «Хованщина» Мусоргского
Один из старейших спектаклей Мариинского театра (постановка 1960 года) с бесподобной Ольгой Бородиной в роли Марфы и двумя представительными солистами Мариинской труппы — Владимиром Галузиным и Владимиром Огновенко. За дирижерским пультом — Валерий Гергиев.
Чт 8 мая, 19.00, Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко«Я люблю Большой театр… Очень люблю… Один раз даже мимо проходил…»
Гергиев никогда не спит. Гергиев умудряется бывать в разных точках планеты одновременно. Гергиев может дирижировать по три концерта в день. У Гергиева в одновременности звонят три-четыре мобильных телефона. Гергиев иногда опаздывает на собственные концерты. Про эти и другие черты Гергиева вам охотно расскажет любой консерваторский завсегдатай. Правда все это или неправда, значения по большому счету не имеет — для среднестатистического слушателя Гергиев давно превратился в легенду, а с помощью bluetooth студенты охотно перекачивают друг другу на мобильники забавный рингтон, ловко состряпанный из его высказываний на пресс-конференциях. На фоне расслабленного джазового мотива его уникальный, ни на кого не похожий голос говорит: «Я люблю Большой театр… Я очень люблю Большой театр… Один раз даже мимо проходил…».
Для тех, кто делает его фестиваль, с афишей более чем в сто концертов, Валерий Гергиев абсолютно реален, хотя каждый раз в офисе начинают говорить тише, когда он звонит. Все давно привыкли, что часовых поясов для него не существует, в независимости от того, где сейчас находится маэстро (для краткости его называют именно так) — в Милане, Нью-Йорке, Иерусалиме или Токио, — факсы ему можно посылать в любое время.И в любое время надо быть готовым ответить на телефонный звонок: отключать мобильный телефон категорически воспрещается, а отправляясь на обед, каждый сотрудник, как правило, берет с собой пачку нужных документов — на тот случай, если звонок Гергиева или его заместителя застанет врасплох.
«Оркестрантов будем отбирать по росту»
У Гергиева по всему миру полдюжины фестивалей, два десятка благотворительных фондов, сотня отдельных проектов и любовь всей его жизни — Мариинский театр, но можно с уверенностью сказать, что к Москве и его здешнему чаду — Московскому Пасхальному фестивалю — его отношение совершенно особое. Может быть, потому, что в Москве он родился.А может быть, потому, что он очень хорошо знает московскую публику, которая не прощает ошибок. Так или иначе,именно здесь он ставит перед собой и другими такие задачи, что работники фестиваля выполняют их, зажмурившись от страха.Надо сделать так, чтобы самолет, на котором дирижер прилетает из Брюсселя, не опоздал ни на минуту, иначе сорвутся торжественное открытие фестиваля (так было в 2003 году) и прямой эфир на телевидении.И еще надо сделать так, чтобы из Шереметьево-2 до Консерватории не было пробок. Или надо за одну ночь разобрать декорации к одному спектаклю и смонтировать другой — пусть в Мариинке этот процесс занимает полтора дня, но в Москве на это времени нет.
Помнится, когда готовился спектакль «Война и мир» Прокофьева (к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне), Гергиева отвели в Театр Российской армии, потому что он захотел ставить оперу именно там. Отвели с задней мыслью, чтобы показать: театр-де не музыкальный, а драматический, акустики никакой, техническое оснащение не то, оркестровая яма крошечная — в общем, чтобы как-то свести все стремления дирижера на нет. Но не тут-то было. Прямо здесь, по телефону, Гергиев обсудил сокращения технического райдера спектакля с постановочной частью Мариинки, затем распорядился устроить акустическую пробу (акустика оказалась великолепная), а зайдя в оркестровую яму и сильно нагнувшись, чтобы не удариться головой о низкий потолок, сказал полушутя-полусерьезно: «Оркестрантов будем отбирать по росту». Через два месяца здесь с триумфом отыграли «Войну и мир» с Анной Нетребко в главной роли, и, вероятно, это был один из лучших спектаклей, которые видели в Театре Российской армии за последние лет двадцать.
Вирус героизма
Гергиевский героизм столь заразителен, что работники фестивального штаба тоже начинают совершать чудеса, головой прошибая бюрократические преграды, добиваясь от власть имущих каких-то исключительных условий и разрешений, умудряясь сделать работу, на которую нужна неделя, за несколько часов. Например, одна выдающаяся сотрудница задержала на 45 минут поезд Москва – Петербург, на который после спектакля не поспевал коллектив Мариинского театра (300 человек), тем самым сбив расписание Октябрьской железной дороги на следующие двое суток. Другая организовала за пару часов экскурсию Венскому филармоническому оркестру по Кремлю в нерабочий день, причем не просто по соборам, а по Президентскому дворцу, куда простым смертным вход заказан. Пример из личной биографии: никогда — ни до, ни после Пасхального фестиваля — я не думал, что смогу сторговаться с таможенниками по поводу размера взятки в грузовом терминале Шереметьево и лично отслеживать выгрузку оркестровых инструментов из фуры в самолет и правильность оформления всех документов.
«Тетя Таня»
В этом году Пасхальный фестиваль обещает вновь поразить своими масштабами — за каких-то 12 дней Валерий Гергиев совершит столько, сколько другие дирижеры едва успевают за один сезон. Исполнит три поздние симфонии Малера, в том числе грандиозную Восьмую, в которой стоголовый оркестр, такой же хор и куча солистов, а также произведения Римского-Корсакова, Дворжака, Щедрина и Тищенко. Покажет две оперы.В перерывах между концертами в Москве успеет съездить со своим оркестром в Тверь, Череповец, Краснодар, Владикавказ, Казань и Ульяновск. Проведет несколько десятков встреч, успеет послушать хоры на открытии хоровой программы фестиваля, порепетировать с солистами, дать пять-шесть интервью, подписать две сотни бумаг и… отпраздновать 55-летие 2 мая. Отпраздновать, как и полагается музыканту, на сцене, вместе с друзьями и коллегами: Ольгой Бородиной, Вадимом Репиным, Юрием Башметом и Анной Нетребко. И еще он наверняка успеет перемолвиться парой слов со своими поклонниками, которые ходят на его концерты уже четверть века. Среди них — легендарная «тетя Таня», как ее называют в дирекции фестиваля: крошечного роста, седая как лунь старушка, которая приезжает на концерты из Подмосковья и обязательно покупает дирижеру букет цветов. В толпе поздравляющих, рядом с генеральными директорами крупнейших корпораций, министрами, представителями духовенства и московской мэрии, финансовыми воротилами, светскими тусовщиками и работниками фестиваля, тетя Таня смотрится довольно колоритно. Но Гергиев перво-наперво подойдет к ней, и не будет обращать внимания ни на кого, пока не выяснит, понравился ли ей концерт и как звучал оркестр. Генеральные директора, министры, представители духовенства и московской мэрии, финансовые воротилы и светские тусовщики могут подождать.