Гадкие лебеди
Небритый господин с волевым подбородком и грустными глазами (Григорий Гладий) едет в скрипучем вагоне на бывшую родину. У него серьезная причина для поездки: писатель Банев по специальному мандату едет в закрытый Ташлинск вызволять дочь. Этот город природная аномалия, классическая "зона", где идет непрекращающийся дождь, небо светится красным, а заправляют здесь некие "мокрецы", мутанты в страшных масках и черных сутанах. Ташлинск без устали исследуют различные комиссии. Мировому сообществу никак не решить, что же делать с мокрецами, досадной непогодой, и главное детьми, которых растят в полном отрыве от одобренных министерством образования программ, отчего ученики левитируют и спорят о судьбах человечества.
Получивший не слишком лестные отзывы на "Кинотавре" фильм Константина Лопушанского удачно и по праву встраивается в существующую традицию серьезного апокалиптического кино. От "Сталкера" Тарковского (которого вспоминают в первую очередь) до "Времени волков" Ханеке и даже "Дитя человеческого" Куарона. Иначе говоря, "Гадкие лебеди" актуальны. Фильм о насущном: о новом фашизме, государственном насилии и обывательской косности. И хотя бы за интеллигентски серьезное выражение лица это кино должен поприветствовать каждый здравомыслящий человек. Если же не приветствовать, то по единственной причине слишком очевидна несоразмерность несущих элементов конструкции "Лебедей". Актеры Гладий, Кортнев и Мозговой, прекрасные каждый по-своему, будто бы играют в разных фильмах, нарочитые декорации теряются в удивительно обработанной картинке, а небольшой бюджет сообщает неполновесность массовкам и не лишенным фантазии спецэффектам. В общем, громче нужно, сильнее. Черт с ней, с интеллигентностью.