«Нужно не бояться получить лопатой по голове»
— Если «Неадекватные люди» были фильмом аутсайдерским, то «Вдребезги» вы уже снимали, находясь внутри индустрии. Ощутили разницу?
— Если честно, нет. Со стороны продюсера нам — то ли в связи с успехом «Неадекватных людей», то ли из-за личных симпатий — был дан карт-бланш во всем. Несмотря на малый бюджет и малые гонорары, мы получили абсолютную свободу.
— А вообще, успех «Неадекватных людей» был неожиданным?
— Да, потому что поначалу критики очень прохладно приняли картину. Потом, уже задним числом, посыпались похвалы. На самом деле я сам критически к этому фильму отношусь, так что объем положительных реакций стал сюрпризом. Для меня другой сюрприз — насколько сильно ненавидят «Вдребезги» люди, которым он не понравился. Иногда хочется сказать: «Это просто кино, расслабьтесь. Это не жизнь».
— Людям, которым понравился ваш дебют, понравится «Вдребезги»?
— Думаю, что нет, они все-таки совсем разные. «Вдребезги» рассчитан скорее на зрителя, который насмотрен, начитан, понимает, откуда пришло такое кино, над какими клише оно издевается. Нужны насмотренность, какой-то здоровый цинизм, чтобы воспринимать такой агрессивный контент, и нужно не бояться получить лопатой по голове.
— Вы ведь росли не на отечественном кино?
— Да, но я не совсем согласен, что у меня получаются прозападные фильмы. По тому, как снято, — да, но история, которая рассказывается хотя бы в тех же «Людях», не так уж далека от советского кино. С другой стороны, «Неадекватные люди» — это моя жизнь, это реальные истории, которые я переживал, когда приехал в Москву и работал в офисе. Мне немного обидно слушать, когда говорят: «Там все позаимствовано у западных сериалов». Ну, значит, такая у меня жизнь, что напоминает западный сериал. Что до «Вдребезги», то это такая игра, здесь все условно.
— Я правильно понимаю, что вы не из тех режиссеров, кто из фильма в фильм развивает какую-то магистральную тему?
— Вам, кажется, интересно все жанры подряд пробовать. Так и есть. На самом деле я «Вдребезги» в каком-то смысле использовал в своих режиссерских целях — хотел поиграть с разной стилистикой. Эгоистично эксплуатировал продюсерские деньги. А вообще это, наверное, характеризует меня как личность — мне все быстро надоедает, и это моя главная проблема. Я такой антибуддист — не могу принять вещи как они есть. Кучу профессий перепробовал и нигде не смог себя найти, кроме как в кино. И даже в кино я не могу ограничиваться только режиссурой. Я бы не смог работать на сериале, куда нужно каждый день приходить и тянуть лямку.