Черная книга
Еврейская девушка Рахиль (Карис Ван Хаутен) в оккупированной немцами Голландии два с лишним часа ходит по лезвию штыка. Ее приключения выглядят скорее триллером, чем военной драмой. Интригует в них не столько детективная линия (кто-то из Сопротивления сдает фашистам скрывающихся евреев, чтобы завладеть их ценностями), сколько абсолютная нестабильность, намеренно созданная режиссером Верховеном.
Ситуации в фильме мгновенно меняются на противоположные: волшебные избавления обрываются нелепыми осечками, эротическое напряжение снимается пистолетным выстрелом, волки примеряют овечьи шкуры, а агнцы эсэсовские мундиры от Hugo Boss. Рахиль успеет побывать в воде, огне и на службе в немецкой канцелярии. Она будет менять имена, масть и легенду, но неизменными останутся ее почти противоестественная витальность, чувство юмора и жажда жизни, подчеркнутая довольно двусмысленным, как буд-то бы счастливым финалом.
Полу Верховену под семьдесят, он не снимал шесть лет, а на родине в Европе не снимал и вовсе лет двадцать но это только факты биографии, которые с энергичной, изобретательной и продуманной картины не считываются. "Черная книга", по сути, его же "Солдаты королевы" (1977), только не про группу парней, а про девушку, и к тому же лучше. В пару к памятному эпизоду из "Солдат", в котором герой молодого Рутгера Хауэра ведет в танце своего приятеля-фашиста, Верховен добавляет сцену выхода из инсулиновой комы при помощи плитки гуманитарного английского шоколада. Впрочем, захватывающих деталей в "Черной книге" предостаточно, но главная мысль, как и положено в безупречном произведении, одна. Где-то рядом всегда идет "чужая" война, которая рано или поздно окажется твоей.