Кровавый Алмаз
Честный африканец и примерный семьянин Соломон (Джимон Хунсу) наблюдает, как его деревню вырезают ополоумевшие повстанцы. В то же время нечистого на руку авантюриста и бывшего вояку Дэнни Арчера (Леонардо Ди Каприо) прихватывают на границе с поличным запрятанными прямо в тело живой козы контрабандными алмазами. Сведет эту парочку тюремная скамья и секрет в сто карат: во время принудительных работ на прииске Соломону удалось зарыть в красную землю Сьерра-Леоне драгоценный камешек. Красная земля станет навязчивой метафорой кровавого беспредела, а розовый бриллиант одному герою должен помочь вернуть семью, а второму разобраться с долгами (преимущественно морального свойства). Заручившись поддержкой прессы в лице журналистки Мэдди (Дженнифер Коннелли), они отправятся на поиски клада.
Эдвард Цвик, крепкий режиссер второй лиги, твердо стоит на позиции "развлекая, поучаем". Надо отдать ему должное: подняв "горячую" тему "кровавых алмазов", на деньги от продаж которых финансируются гражданские войны в Африке, он умудрился крупно поссориться с алмазной корпорацией De Beers, получив по ходу дела нагоняй из-за того, что выставил повстанцев окончательными изуверами. Американцы, разумеется, приняли нравственный посыл тепло и, хочется верить, будут теперь разборчивее в выборе свадебных колец, но вот только само кино вышло скучным, как шкала ценностей.
Фактуру Цвик отрабатывает на совесть, будто в расчете на Пулитцеровскую премию: сцены с африканскими детьми, стреляющими из "калашей", смонтированы с добротностью террористических агитматериалов. Но никак не избавиться от ощущения, что "Алмаз" миновал фокус-группы: солнце тревожно всходит и заходит, действие ни шатко ни валко несется вперед, однако за душу не берет.
Впрочем, и с миром идей у Цвика вышло не все ладно. Приложив в "Последнем самурае" западную цивилизацию за все ее грехи, на этот раз он пришел чуть ли не к обратным выводам. "Алмаз", в сущности, история про бремя белого человека. С тягостным выводом, что судьбы бестолковых африканцев все равно в руках северных рационалистов. Единственный раз за весь фильм стряхиваешь дремоту, когда герой ДиКаприо, привычно стянув брови к переносице, произносит совсем уж расистскую речевку о том, что африканцев, как и бабуинов, можно выследить по запаху их дерьма.