Новое видение «Маленьких трагедий»
Никто не спорит с тем, что Пушкин однажды осенью написал гениальный цикл пьес «Маленькие трагедии». Их часто читали замечательные актеры, упиваясь красотой стиха, остроумием, богатством оттенков человеческих страстей, характеров. Но на сцене ставили почему-то весьма нечасто. Спектакль Театра им. Вахтангова 1959 года запомнился дуэтом Юрия Любимова и Людмилы Целиковской. В начале 90-х Эймунтас Някрошюс показал дилогию: «Моцарт и Сальери» и «Каменный гость». Недавно Петр Фоменко выпустил свой «Триптих» из «Графа Нулина», «Каменного гостя» и «Сцен из Фауста». А больше и вспомнить нечего. Разве что
многосерийный фильм Михаила Швейцера.
Режиссер Виктор Рыжаков решил поставить в «Сатириконе» спектакль, объединяющий все четыре трагедии: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», Каменный гость», «Пир во время чумы» — и еще «Сцены из Фауста». Положить все на музыкальный микст из Моцарта, Бреговича, Гершвина и грузинских песнопений. И тогда разные сюжеты, разные эпохи, разные страсти, описанные Пушкиным, сольются в одно целое, эпиграфом к которому стала строка из Бродского: «В настоящей трагедии гибнет не герой — гибнет хор». Рыжаков настаивает, что предстоящая премьера — плод коллективного творчества. Среди «хора», которому предстоит «погибнуть», кроме молодых актеров значится и имя Константина Райкина. Интересно, кто же станет не погибшим героем?