Нетрезвых водителей будут ловить «алколазеры»
— Насколько такой прибор нужен на московских дорогах, сможет ли он как-то повлиять на ситуацию с нетрезвыми водителями? Или с российским менталитетом технике не совладать?
— Эффективность «алколазера» — очень спорный вопрос. Подобные устройства уже используются в Европе и Америке. В Штатах подобные гаджеты используют очень выборочно — например, ставят на трассах, которые ведут из развлекательных зон, расположенных за городской чертой. У американцев нет цели собирать штрафы, они тормозят только самые «алкогольные» авто. Прибор сложен в настройке — непросто заставить его ловить пары именно свежевыпитого алкоголя, а не туалетной воды, например. При этом стоит подвыпившей компании, сидящей в машине, открыть окна — и «алколазер» их уже не видит. Но по большому счету применение этих приборов оправдано. Насколько применим опыт заокеанских полицейских в Москве — вопрос другой. И дело не в менталитете. Большая часть водителей, которые позволяют себе садиться за руль выпившими, — неприкасаемые, находятся или над законом, или вне его. Таких тормозить никто не будет. Для наших гаишников остановить авто с номером «АМР» — значит, написать заявление вчерашним числом. А половину оставшегося меньшинства будут тормозить из-за спирта, добавленного в омыватель. Конечно, при грамотном использовании «алколазеры» могут быть полезны. В местах, например, где высокий процент ДТП по вине нетрезвых водителей.
— То есть поначалу останавливать будут и трезвых автолюбителей: из-за выпивших пассажиров и туалетной воды. Насколько эти неудобства могут быть оправданы? Мы же, скажем, терпим неудобный осмотр в аэропорту ради нашей безопасности.
— В аэропорту досмотр проходит 95% пассажиров, его избегают единицы. Есть железные гарантии. А на дорогах, повторюсь, масса водителей с «непростыми» номерами, они останутся безнаказанными. Я уверен, если бы останавливали независимо от статуса — водители были бы готовы смириться с любыми неудобствами.
— На разработку проекта было выделено 25 млн рублей. Насколько такие траты оправданы?
— Деньги, выделенные непосредственно на разработку, — потрачены не напрасно. Другой вопрос, что статистически количество аварий с участием нетрезвых водителей и без того уменьшается. За год количество подобных ДТП снизилось на 7,9%. Так что в конкретном случае вся эта ситуация больше похожа на пиар-ход нашей полиции, на который выделен огромный пласт бюджетных денег. Начинание благое, но над ним нужно работать, работать и работать.