300 спартанцев
Строгий рейтинг R, который с перепугу впаяли фильму цензоры, не помешал ему собрать в Америке рекордные 70 млн уже в первый уикенд. Больше из таких «взрослых» картин с ходу брали только вторая «Матрица» и «Страсти Христовы». Строго говоря, «300 спартанцев» не традиционное кино, а грандиозная фреска из храма войны или даже батальное порно — в общем, зрелище завораживающее и убедительное.
Лучшей подготовкой к просмотру этого полотнища было бы чтение Геродота, который посвятил греко-персидской войне изрядное количество страниц своей «Истории». Там он подробно объясняет расклад политических сил, рассказывает, почему спартанцев было только триста и как они сдерживали на порядок превосходившую их армию персов. Тем более что автору комикса «300» (а фильм верен ему на 90%) Фрэнку Миллеру было плевать на военную историю. Это и отличает здешних спартанцев от других героев меча и сандалий. Вольфганг Петерсен в своей «Трое» прилаживал к Гомеру исторический контекст, Оливер Стоун поверял биографию Александра Македонского психоанализом, а художник Фрэнк Миллер и режиссер Зак Снайдер просто отдались во власть преувеличений и мифов. У Геродота ведь и спартанский царь Леонид — прямой потомок Геракла, и стрелы буквально закрывают солнце. Продолжая в том же духе, режиссер Снайдер превращает героев в мясные машины, насылает на них чудищ во вкусе Питера Джексона, красит небо золотом, пускает в него фонтаны алой крови и засевает землю отрубленными конечностями.
Снайдер вообще большой мастер по расчлененке и мифам. Три года назад он с той же изуверской прытью перетасовал хрестоматийный «Рассвет мертвецов» Джорджа Ромеро. А теперь с помощью Миллера передал кровавый привет знаменитым пеплумам 60-х.