«Надо душу вкладывать — и все будет»
— Вы в первую очередь ощущаете себя режиссером или драматургом?
— Я в первую очередь ощущаю себя человеком театра. Конечно, писать пьесы чуть полегче: ты один отвечаешь за текст. А ставя спектакль, ты должен объединить усилия десятка или более людей с разными темпераментами, интересами и так далее.
— Как вам кажется, чем отличается театр, созданный драматургом, от всех остальных?
— Повторю слова Розанова: «Души в вас нет, господа, вот и не выходит литературы». Какая разница, кто создает театр и руководит им? Надо душу вкладывать — и все будет. Десять лет моему театру. И десять лет я живу в каком-то сумасшедшем ритме. Не жалуюсь. Счастлив.
— Как формировалась программа нынешних московских гастролей?
— За десять дней в Центре «На Страстном» мы покажем 13 спектаклей, примерно половину Москва не видела. Я составил так репертуар, чтобы каждый из актеров мог бы показаться. Помимо наших актеров, которых москвичи хорошо знают, хочется показать народную артистку РФ, нашу уникальную травести, легенду уральского театра Любовь Ворожцову. Она недавно стала работать у меня в театре. Будет играть в «Бабе Шанель» и в «Женитьбе» — Агафью Тихоновну.
— Вы много ездите по миру. Какие впечатления от европейского театра?
— Недавно во Франции я проводил мастер-класс. Театр «Одеон» предоставил площадку для русской театральной школы Escales, и мой мастер-класс — их первый проект. Я работал с утра до ночи — делал с французскими артистами спектакль по пьесе А. П. Чехова «Свадьба». Особо бегать по театрам к вечеру не было сил, но кое-что увидел. Честно сказать, уровень театральных работ очень невысок, и это признают сами французы. Потому что нет того Брука, когда он был Бруком, нет той Мнушкиной, когда она была Мнушкиной.
— Вы довольно часто бываете в Москве с гастролями. В чем причина?
— Москва есть Москва. Можно триумфально играть в Европе и провалиться в Москве. В советское время не всякий театр мог себе позволить приехать в Москву, это надо было заслужить. Мы ездим в Москву каждый год. Потому что «набегают» новые спектакли — мне хочется это показать московской публике и услышать их оценку. Пусть даже не всегда лестную.