Проклятие золотого цветка
Неладно что-то в Поднебесной. Сын императора от первого брака спит с его второй женой (Гонг Ли), сам император (Чоу Юнь-Фат) мстит жене руками придворного лекаря, который подсыпает ей в отвар новомодный персидский яд – толченые черные грибы. Второй сын готовится ответить жестокому отцу военным переворотом, назначенным на день Праздника Хризантем, – и трудолюбивая матушка уже вышила мятежникам тридцать тысяч опознавательных платков с изображением этого цветка. Третий сын, мрачный подросток лет 15, тоже что-то задумал и тихо крадется по дворцовым коридорам. Все обо всем догадываются, но вида никто не подает до самой развязки.
"Проклятие золотого цветка", конечно, заслуживает каких-то особых слов. Не то чтобы это был невероятный прорыв в жанре китайского псевдоисторического эпоса, но все-таки на дворе у нас год Китая. Так вот "Проклятие" – это как раз что-то вроде китайской оперы, показанной во время праздничного концерта по телеканалу "Россия". На оперное происхождение этой истории намекают и величественно ухающий саундтрек, и нарочитая актерская игра – грозный император, например, в самые трагические моменты буквально рвет на себе рубаху. Ну и, конечно, невиданная прямота драматургии – в финале бунтовщик так прямо и заявляет отцу: "Я хотел убить тебя не ради трона, а ради мамы". Умри, Эдип, лучше не скажешь.
Декорации завораживают – студентам-искусствоведам впору писать курсовые по эволюции цвета в творчестве режиссера Имоу от "Героя" до "Проклятия". Похоже, что золота художник-постановщик запросил на половину бюджета (рекордная для Китая сумма 45 млн долл.). А о том, во сколько обошлись барочные костюмы с корсетами и декольте (за них "Проклятию" чуть не вручили "Оскар"), светильники всех цветов химической промышленности и воздушная атака китайского спецназа с серпами, даже подумать страшно.
Впрочем, всей своей позолотой и почти шекспировскими страстями Имоу наваливается не столько на зрителя, сколько на своего ближайшего конкурента Чена Кайге, чья "Клятва" столь монументально провалилась в прошлом году. Раньше Имоу с Кайге обменивались иносказаниями по поводу центральных властей ("Император и убийца" и "Герой" соответственно). Теперь, явно завидуя своему старшему товарищу Кайге, получившему от правительства крупный заказ на постановку церемонии открытия Пекинских Олимпийских игр, Имоу каждые двадцать минут устраивает в императорском дворе спортивно-массовое мероприятие на пару тысяч человек. И знаете, на месте китайского олимпийского комитета, мы бы сели и снова подумали.