«Искусство — очень важная часть моей жизни»
— Многим в Москве будет не хватать «Гаража», а что для вас значит конец этого проекта?
— В нашей ситуации неверно говорить о закрытии: «Гараж» — это все-таки не здание, а скорее процесс, пространство для идей, мысли, движения. И он не закрывается, а перемещается в Парк культуры и отдыха имени Горького. Думаю, что там будут не менее интересные и здания, и выставки, и вся другая наша активность, и новые возникнут идеи…
— То есть — ничего не жаль?
— Конечно, жаль. И здание это — само по себе легендарное, возможно, именно оно и спровоцировало когда-то открытие здесь Центра современной культуры. Архитектура начала прошлого века так сильно повлияла на искусство начала нынешнего, что Мельников, наверное, мог бы занять какое-то приличное место в очередном рейтинге самых влиятельных людей современного художественного мира.
— У вас много занятий, не только художественных. Какое место среди них занимает «Гараж»?
— Это центральный проект, самый любимый и дорогой — на него затрачивается больше всего сил и энергии, и участвую я в нем максимально — насколько это возможно при моем графике.
— Вы не всегда бываете на вернисажах, а выставки все видите? Есть среди них особенно любимые?
— Видела, конечно, все, а про любимые — некорректный вопрос. Мы сотрудничаем с разными институциями, художниками, каждая выставка — это камешек в кирпичной кладке нашего Центра, оценивать каждый бриллиант отдельно…
— Но все-таки, что-то запомнилось сильнее или далось труднее?
— Сложной была большая выставка Марины Абрамович, при монтаже выставки Джеймса Тарелла вся команда «Гаража» потратила массу сил — надо было построить вовремя, хорошо и понять, как это будет функционировать. В каждой выставке было что-то… Зрители больше ходили на «Decode», профессионалы оценили «Часы». Невозможно сказать, что что-то было самым важным… В какой-то момент что-то больше нравится, иногда как коллекционеру что-то хочется приобрести…
— А как вы их выбираете, с кем советуетесь?
— С независимыми кураторами — Клаусом Бизенбахом, Хансом Ульрихом Обристом, и российская команда понимает, что именно сейчас важно привезти и показать в Москве: у «Гаража» все-таки есть миссия — мы стараемся привозить самые важные и значительные выставки, работать на самом высоком уровне, сотрудничать с всеми ведущими институциями, которые могут производить такие выставки, и свои делать — не только на территории «Гаража». Недавно показывали выставку о русском перформансе в Нью-Йорке, и реакция была очень хорошей…
— Вы говорили об уровне. А кто задает этот стандарт?
— Скорее это внутреннее ощущение — и мое, и людей, которые у нас работают, и всей атмосферы, которую мы вместе здесь создаем.
— И все-таки, существует ведь кто-то, на кого вы ориентируетесь: музеи, галереи?
— Естественно — ведущие музеи: Тейт Модерн, МоМА… Стараемся соответствовать и инфраструктурой, и работой — со зрителем, с детьми, с прессой, чтобы не только здесь задавать тон, но и сотрудничать с ведущими институциями, и чтобы с нами стремились сотрудничать, давать выставки, делать новые совместные проекты.
Главное достижение «Гаража» — это привозные выставки. Увы, то, что делается здесь, значительно слабее.
Важно не только делать «вау»-шоу для публики, у нас есть ответственность и перед местным арт-сообществом, местной ситуацией. Многие местные художники на выставке в Парке Горького впервые делали такие масштабные работы — мы дали им этот шанс и оплатили создание работ, и постарались найти производственные компании для осуществления проектов. То же касается кураторов: странно было бы ожидать, что вот так, с бухты барахты, они сделают супершоу. Шаг за шагом — мы никуда не торопимся, стараемся сделать все, чтобы наши дизайнеры, архитекторы, кураторы стремились выйти на новый уровень. Хорошая выставка требует времени — два, три года на подготовку проекта, а мы говорим об институции, которой всего-то три года.
— Объекты, которые сейчас стоят в парке, останутся?
— Выставка закрывается, работы демонтируем, возможно, оставим объект Ольги Травайс, который так идеально вписался в парк — ночью светится, а днем дети по нему лазают. Это был важный опыт для нас: многие впервые соприкоснулись с современным искусством в парке — не специально пришли на выставку, а просто гуляли, что-то увидели, и их это заинтересовало, и они хотят с этим жить.
— В отличие от других институций, занимающихся современным искусством, вам удалось привлечь широкую публику — как?
— Привозили хорошие выставки и старались сделать их не так, чтобы нам было интересно, а максимально объяснить зрителям, дать им зацепки, которые помогают обдумывать. И команда у нас прекрасная, в том числе и маркетинг. Плюс программы и детские, и взрослые. Невозможно выделить один фактор какой-то: вот сделали рекламу в метро и маршрутках, и публика пошла… Просто мы показываем то, чем сами наслаждаемся, и призываем других приходить, получать удовольствие.
— От чего будем теперь получать удовольствие?
— Есть идеи и несколько проектов, которые мы пока не хотим анонсировать, надо все-таки держать какую-то интригу.
— Ну если говорить о международном опыте, то там интриг нет — все известно заранее.
— Да, мировые институции составляют планы на два года вперед, но у нас переезд — вот объявим о наших архитектурных проектах в ближайшие два месяца, потом о выставках…
— А пока будем скучать…
— Как и мы. И по вернисажам, и по лекторию, и по детским воскресеньям… Зато в ближайшее время мы запустим новую актуальную книжную серию совместно с издательством Ad Marginem — уже в новом году…
— Книги — это хорошо, а вот каталоги вы не делали ко многим выставкам.
— На самом деле мы больше в этом году выпустили каталогов, просто выставок стало еще больше, а ресурсы ограничены. Больше сделать просто физически невозможно….
— И все-таки, что вам интереснее — мода или искусство?
— Искусство — очень важная часть моей жизни. Но, конечно, я люблю моду. Для меня это неразрывно — искусство часто вдохновляет моду, а мода дополняет искусство.