Как стать «железной задницей» | Город | Time Out

Как стать «железной задницей»

Семен Кваша   26 мая 2008
11 мин
Как стать «железной задницей»
Из-за московских пробок все больше людей пересаживается на мотоциклы.

Мотоциклистов в городе не счесть — и не только потому, что наступило лето. Из-за пробок все больше людей пересаживается на мотоциклы — и тут проблемы начинаются у тех, кто за рулем. Time Out рассказывает, почему мотоциклистов боятся, как их избежать на дороге, а также о том, где их найти и как ими стать.

Где искать
Ответ первый и правильный — где угодно. Они такие пронырливые, и носятся, и носятся по всей Москве, протискиваясь между рядами в пробке. Вы можете встретить мотоциклиста, сидя за рулем своего автомобиля. Вот его нет, а вот он — вж-ж-жик, и просвистел мимо вашего окна. Главное тут сохранить хладнокровие и не шарахнуться в сторону — не исключено, что там второй байкер, они любят ездить небольшими группами. Но если вы их ищете специально, надо знать особые места.

На смотровой площадке Московского университета громадное количество мотоциклистов, особенно вечером в пятницу. Это прекрасное зрелище: во-первых, можно увидеть почти все модели японского автопрома последних десяти —двадцати лет. Во-вторых, спортбайкеры регулярно устраивают короткие гонки — и ездят на заднем колесе. В-третьих, их там часто за превышение скорости ловят милиционеры, что тоже довольно оптимистичное зрелище. Т еоретически к любому байкеру можно подойти и поговорить, а в случае, если вы красивая девушка, есть шанс, что вас еще и покатают — хоть и поломаются сначала, что на вас нет всей подобающей защиты. Ответственный мотоциклист старается не ездить без кожаного комбинезона. Впрочем, есть шанс, что вас, с разной степенью вежливости, пошлют по известному маршруту. Во-первых, почти наверняка вопросы, которые вы зададите, будут глупыми. Типичный набор: скока жрет (господи, ну какая разница!), скока прет, скока стоит, трудно ли получить права и обязательный разговор на тему «а у меня (моих родственников) в детстве был “Урал”, так вот это был реальный зверь». В мотоциклетных сообществах много лет обсуждается идея растиражировать таблички с ответами на все эти вопросы, потому что задолбало! А с другой стороны, они же сами приехали на смотровую, на людей посмотреть и себя показать — так что пусть страдают. Другая причина, почему мотоциклисты на смотровой одновременно расслабленны и напряжены: много посторонних. Шлемы, например, стараются без присмотра не оставлять — были случаи, когда их тырили. Не обижайтесь, не пугайтесь, просто переходите к другой группе всадников. Обязательно найдется человек, который ответит на все ваши вопросы. Потому что, несмотря на ревность и, естественно, насмешливое отношение к новичкам, все мотоциклисты заинтересованы в увеличении железно-двухколесного поголовья. Чем больше мотоциклов, тем привычнее к ним будут автомобилисты и тем больше шансов будет выжить на дороге.

Другое место встреч — мотоклуб «Секстон», вновь открытый несколько лет назад известным мотосообществом «Ночные волки» в Нижних Мневниках (архитектурные размышления на тему «Безумного Макса», «Ангелов ада» «От заката до рассвета» и «Фоллаут»). Получить информацию о мотоциклистах помогут несколько сайтов в интернете. Самый большой и всеобъемлющий — Moto.ru, http://community.livejournal.com/moto_ru, еще стоит посмотреть oppozit.ru, http://www.400ccm.ru/. Заслуживающих внимания мотожурналов два. Древний «Мото» (издаваемый ИД «За рулем») — слегка пенсионерский, с подробной рубрикой «Ремзона» (как самому починить мотоцикл) и никогда не ругающий никакие мотоциклы. И «Моторевю» (те же люди, что и в «Авторевю») — гораздо более понтовый и высоколобый, на пятьдесят рублей дороже и очень странно распространяющийся— его почти никогда не бывает в киосках.

Как избежать и как не убить
В Москве нет мотоциклетной преступности — ни такой, как в Париже, когда мавр на легком мотоцикле или мопеде может вырвать сумочку у девушки — и больше вы его никогда не увидите; ни такой, как у Хантера Томпсона в его великом документальном романе «Ангелы ада» или в фильме «Дикарь», когда громадная банда вонючих волосатых номадов врывается в мирный маленький городишко, выпивает там все бухло, насилует женщин и бьет мотоциклетными цепями мирных жителей. Оттого ли, что у нас слишком плохая погода слишком много дней в году (по этой же причине у нас нет и мотодоставки пиццы и крови, как в Лондоне, например), а может, мирных маленьких городков мало… В общем, черт его знает, почему, но мотобандитизма у нас нет, хотя фильмы и книги сформировали устойчивый образ мотоциклиста — опасного говнюка. Все это чепуха. Сам факт владения мотоциклом не делает человека ни плохим, ни хорошим. Мотоциклисты, которых я знаю, — очень приятные, вежливые и отзывчивые люди. Вселенское мотобратство — тоже миф. В основном. На двух колесах в большом городе — как в тайге, опасности (в виде автомобилей и их водителей прежде всего) со всех сторон, и постоянный риск действительно порождает некую отзывчивость.Если ваш мотоцикл сломался или вы, не дай бог, упали на дороге, а мимо проезжал другой мотоциклист, есть большой шанс, что он остановится и поможет — так полагается.

Но если вы за рулем автомобиля — вам следует избегать мотоциклистов. Подавляющее большинство московских байкеров ездят между рядами. Это запрещено правилами и довольно рискованно, но позволяет тратить в несколько раз меньше времени на перемещения по городу. С этой реальностью следует смириться и проявлять бдительность: даже если вы едетесо скоростью 10 километров в час уже 40 минут в глухой пробке на МКАД, не забывайте регулярно смотреть в зеркала. Если собираетесь перестроиться, вклиниться в дырку в чуть быстрее едущем ряду (что, как правило, и вовсе не умно) — посмотрите сначала в зеркало. Если вы собираетесь открыть дверь, чтобы харкнуть и сплюнуть на асфальт (то есть, конечно, нигде и никто так делать не собирается; однако я однажды чуть руку не сломал об открытую дверь одного такого умника), тоже посмотрите сначала в зеркало — не едет ли мотоциклист со скоростью 40—50 километров в час, которого вы своей невнимательностью можете убить.

Старайтесь, пожалуйста, этого не делать. Где учиться, за сколько покупать
Мотоциклистами не становятся, ими рождаются. Одни покупают мотоциклы и после первого же падения или поломки, или поездки в дождь, или поездки в жару, когда приходится слишком сильно потеть под курткой, забрасывают это дело. Мотик некоторое время пылится в гараже, а потом продается с дисконтом. Другие же ездят на мотоциклах каждый день, несмотря на погоду и ужасные московские дороги. Ездят в отпуск, проезжая 1600 километров за день и получая удостоверение «Железной задницы». Если вы к этому готовы — стать байкером просто.

Первое: сдать на права категории «А» в обычной районной мотошколе — 2 раза прорешать задачник по ПДД (даже если у вас уже есть права «Б», сдавать все равно придется), сдать площадку (довольно просто), город сдавать не нужно. Второе: купить мотоцикл. Третье: научиться водить, для чего есть два способа, плохой и хороший.Плохой— «потихоньку самому». Хороший — пойти в хорошую дорогую мотошколу, где в самом деле учат ездить. Лучшей из таких (или самой раскрученной) считается мотошкола Студента (www.motoshkola.ru). Четвертое: купить экипировку— и весь мир у ваших ног. Конечно, все не так просто. Моделей мотоциклов — многие сотни. Новые стоят больших денег — от 10 тысяч долларов до 30. Абсолютное большинство мотоциклистов в Москве ездит на подержанных «японцах» в возрасте от трех до 25 лет. Привозят их сначала пароходами во Владик и другие города Дальнего Востока, а потом везут в Москву по железной дороге. Последние несколько лет модно заказывать мотоциклы через интернет по описаниям японских экспертов-аукционистов. Еще есть люди, которые возят мотоциклы из Европы, причем не только «итальянцев», но и «японцев» — европейский рынок обслуживается в основном там же находящимися заводами. Тут все то же самое, что и с машинами: покупаете на свой страх и риск. Гарантию дают только официальные дилеры на новые мотоциклы. Они, кстати, все внимательней относятся к этой проблеме и все больше думают о проблеме «первого мотоцикла» — легкого в обращении, не слишком мощного, достаточно дешевого и нового.

До сих пор (если не считать «китайцев», плохо собранных и очень дешевых) был один такой мотоцикл — Yamaha YBR 125, собранный в Китае «японец» мощностью 10 л. с., с максимальной скоростью чуть больше сотни, с тоненькими колесами и весом всего в 106 килограммов. Если не считать смешной мощности и скорости, других недостатков у него нет, но и этого достаточно для того, чтобы к нему относились с насмешливым пренебрежением. Он стоит 56 тысяч рублей — абсолютный ценовой рекорд за вполне качественный, японский по духу и конструкции мотоцикл. В этом году появился второй «первый мотоцикл» — Kawasaki Ninja 250. 250 кубиков, 30 л. с., максимальная скорость больше 140 км/ч, внешность настоящего спортбайка и цена в 156 тысяч рублей. Вся первая партия была раскуплена за месяц до того, как очутилась на российской почве, и, судя по тому, что цена уже успела с начала сезона вырасти (со 149 тысяч), вторая партия уйдет так же быстро. Но эти две модели не покрывают спроса даже в своих классах — спортбайк и классик.

Есть еще классы чоппер и эндуро — мотоцикл-джип для леса, болота и пустыни, где новых адекватных дешевых мотоциклов пока нет. Но тут уж ничего внятного все равно сказать нельзя — выбрать класс мотоцикла, его возраст, рабочий объем, страну происхождения и марку можете только вы сами.

Это ваши деньги и ваша жизнь.

Памятка мотоциклиста

1. Отложите не меньше тысячи долларов на защиту. Шлем должен стоить не меньше трехсот. Лучше — больше.

2. Всегда ее носите, даже если очень жарко. Лучше быть потным, чем лежать в отделении множественной сочетанной травмы Склифа. Там тоскливо, много народу, и обезболивающие наркотики придется покупать свои, у барыг, естественно.

3. Не начинайте с литрового спортбайка — самого мощного и быстрого мотоцикла. В лучшем случае — продадите и забудете, как страшный сон, в худшем — сами понимаете.

4. Всегда чистите зубы и носите чистое белье. Не говоря уже о том, что вас, возможно, будет раздевать очень красивая медсестра, в принципе мотоцикл — это секс и шансы на то, что вам дадут, повышает сильно.

Андрей «Спартак», бизнесмен
Впервые сел на мотоцикл в 12 лет. Сейчас ему 33. Два высших образования, экономическое и юридическое. Владеет тюнинг-салоном, является президентом мотоклуба Honda Gold Wing и ездит на самом крутом в Москве мотоцикле — Honda Gold King стоимостью 60 тыс. долларов. Тюнинг, кстати, стоит примерно столько же. Андрей переделал всю музыку, заменил пластиковые детали на кожаные и установил DVD. «Мотоцикл — это душа хозяина. Так вот на данный момент я абсолютно счастлив!»

Алексей, дизайнер
Ездит на Honda CBR 600RR 2005 года. За рулем третий год. До этого был Yamaha R6, но после аварии продал. Использует мотоцикл как основной транспорт. «Я “бандита” (Suzuki bandit, распространенный классик-четырехсотка) хотел, но потом как-то услышал что-то вроде “почему первой машиной не может быть “Феррари”, ну и подумал, что все равно, с чего начинать, и начал с того, что больше всего нравилось».

Семен, журналист
«Езжу на мотоцикле Yamaha YBR 125 уже четвертый год — при этом каждый сезон думаю, что надо бы купить что-нибудь посерьезнее, и каждый год этого не делаю. К этому мотоциклу принято несерьезно относиться — слишком он маленький, легкий, медленный, и колесики тонкие. Но если от этого абстрагироваться — в качестве городского мотоцикла на каждый день он великолепен: маневренный, достаточно быстрый для города, маленький, и его спокойно можно оставить без присмотра. Ну и самое главное — он делает мою жизнь лучше, а мотоцикл заводят именно ради этого».

Володя, торговый агент
В этом году купил CBR929 2000 — хондовский спортивный литр. До того за четыре года сменил два скутера и два мотоцикла. Ездит каждый день и помногу. «На дальняк» ездил до Нижнего Новгорода (около 400 км) и на дачу в Тверскую область — 250 км. Носит раздельный кожаный комбинезон и тысячедолларовый шлем Shoei x-spirit. Ни разу не бился. Утверждает, что в городе ездить на литре легче, чем на спортивной шестисотке. Учился водить у Студента (см. «Где учиться»), экипировку носит всегда, а под шлемом у него специальный мотокомплект hands-free bluetooth — можно разговаривать на скорости до 140 км/ч.

Евгений, телеоператор
По образованию филолог. Снимает развлекательные телешоу, которые идут сейчас на самых популярных каналах. «В первый раз сел на мотоцикл (вроде “Ява” была) лет в 15. Почти рухнул в повороте, потом попытки обуздания мотоцикла прекратил. Не прошло и 20 лет, как удалось реализовать мечту юности — приобрел чоппер Honda Steed (конь, однако!) 1993 года рождения. Год прошел, вроде притерлись друг к другу — немного глушитель поцарапал, остальное заменил. Очень хочется пожелать всем наездникам свободных и хороших дорог!»