Недетское кино про детскую игрушку | Кино | Time Out

Недетское кино про детскую игрушку

  6 февраля 2012
6 мин
Недетское кино про детскую игрушку
Пока на просторах Казнета бушевали страсти вокруг нового закона относительно авторских прав, в отечественном кинематографе появился первый web-фильм, предназначенный исключительно для бесплатного просмотра в сети.

Пока на просторах Казнета бушевали страсти вокруг нового закона относительно авторских прав, в отечественном кинематографе появился первый web-фильм, предназначенный исключительно для бесплатного просмотра в сети.

1 февраля на мониторах всей страны появился «Тамагочи» — первый казахстанский web-фильм. А уже через сутки он набрал несколько тысяч просмотров. Считают ли создатели картины такой старт предвестником успеха, и вообще, что подтолкнуло их к участию в столь необычном проекте, kino24.kz рассказала режиссер картины Салтанат Мурзалинова-Яковлева.


– Думаете, тамагочи все еще жив?
– Идея фильма родилась из фразы песни группы Бумбокс «Я один як тамагочи». Но в сюжете доминирует тема не столько игрушек, сколько отношений. Сейчас очень многие склонны строить свои отношения по правилам, как механические игрушки. Вот нам и захотелось немного «простебать» такой подход.

– То есть «тамагочи» — это метафора?
– Да. И его оживление — это как раз переложение темы игрушечных отношений на тему человеческих.
А еще мы сделали Тамагочи мальчишкой. Потому что только те, у кого внутри живет ребенок, могут быть честными в отношениях. А был бы брутальный красавец, парень хоть куда, было бы просто: она бросила Дэна и осталась с Тимом. Кстати, так было в начальном варианте сценария, но он был слишком американизированным.

Затем в «Тамагочи» мы попытались проговорить со зрителем тему дружбы. Например, у меня самой очень много друзей мужчин. Но ни с одним из них у меня нет романа. Почему? Потому что есть чудесное состояние дружбы, которым стоит дорожить. Вот эту дружбу, трогательную заботу мне хотелось показать в отношениях Ники и Тамагочи.


– Большинство режиссеров, снимая свой дебют, приглашают на главные роли друзей (а иногда и просто списывают с них характеры для своих героев). С «Тамагочи» было что-то похожее?
– Напротив, я не взяла друзей на главные роли, и были такие, кого это задело. Вот, например, с Юлей (актриса, сыгравшая Нику) до проекта мы вообще не общались. Рому (парень Ники) я долго проверяла, мы тренировались. Тима (Тамагочи) был утвержден после долгого кастинга. Так что сначала появился сценарий, и только потом подбирались актеры.

– Учитывая, что главная героиня — сильная и жесткая девушка, а оба героя излишне инфантильны, фильм просто кричит «Эмансипируйся!»…
– Думаете? Большинство девушек и считают себя очень эмансипированными, сильными. «Я все могу сама». Но суть в том, что мы — девушки — порой своих слабостей просто не знаем, или не хотим видеть. Как и мужчины, которые лишь кажутся слабыми. Судите сами, Тамагочи из инфантильной игрушки очень быстро становится более сильным молодым человеком, который к концу фильма способен даже кричать. А Дэн остается при своем мнении, считая, что ему надо жениться. И все идет по плану, как он и мечтал.


– В фильме существует параллельная линия, я говорю о духах города. Как она появилась? И сразу ли были утверждены на эти роли Константин Нагаев и Юрий Дорохов?
– Духи появились позже, после того как сценарий был написан. Не хватало какой-то третьей точки зрения, нового дыхания. Мы сели дорабатывать сценарий с Костей Нагаевым. И он предложил Юру Дорохова. Это дыхание города. Есть вот такие люди в каждом городе, которые просто живут, вне всех обстоятельств, событий. Живут своей жизнью, и мы понимаем: без них город не город. Я не говорю о том, что Алматы не Алматы без Нагаева и Дорохова. Но если вы приедете в Астану, например, здесь будут совсем другие «духи города». Кстати, диалоги духов были написаны самим Костей Нагаевым.

– Одной из сильных сторон фильма стал саундтрек. Расскажите об исполнителях песни «Happy End» и «Сеньорита».
– «Сеньорита» — работа группы «Алатау джем», «Happy End» — певца Натана.
«Алатау джем» — сильная команда, давно выступает на многих музыкальных фестивалях. Мой муж там бас-гитарист. А Натан — очень интересный исполнитель, с действительно хорошим голосом, работоспособностью, и просто светлый, добрый человек.


– Песни были написаны специально для «Тамагочи»?
– Сеньорита — да, «Happy End» — нет, можно сказать, она была нам подарена.


– Почему все-таки web-фильм? Неужели не было соблазнов выйти в кинотеатральный прокат?
– Конечно, хотелось большого экрана. Но я режиссер начинающий. При этом у нас были буквально копейки. Это только звучит внушительно — 80 тысяч долларов. На деле это работа бартером: квартиры, машины, неоплачиваемый труд многих ребят, которые просто взялись помогать. Мы оценили их работу, но они отказались от оплаты, потому что тоже энтузиасты. А еще это маркетинг — огромная и, пожалуй, большая часть бюджета. Кто в казахстанском кинематографе сейчас говорит о маркетинге? Он только начинает развиваться. Если мы посчитаем, сколько «медийки» нам дали дружественные ресурсы, тут выйдет сумма даже большая, чем весь указанный бюджет.

И еще цель. Цель была — показать и доказать, что надо начинать. Надо делать первый шаг, не боясь, не стремясь объять необъятное сразу. Не сдаваться. Мне на самом деле трудно после окончания проекта, которым жила почти год, получать огромное количество негативных комментариев. Но это меня не сломает. Вот так же надо поступать всем, кто верит в свой талант. Говорить себе: «Я танк!». Очень талантливый танк, который идет вперед и обязательно достигнет цели!

– Это отличная позиция. Но если быть честной с самой собой, после того как фильм был готов, какие ошибки себя, как режиссера, Вы заметили?
– Много описательности. Я не внесла экшн. Затем, следовало больше и глубже проходить с актерами важные сцены. И… надо было найти деньги на кран! Так было бы больше интересных планов.

Согласна, что есть проблемы со звуком. Если б еще народ знал, в каких условиях, ввиду ограниченного бюджета, это писалось! То есть, все ошибки — это целиком и полностью моя ответственность. Как режиссера и как продюсера. Вот именно поэтому это не кинотеатры.

Скажем, с моей стороны было (и остается) желание поделиться первым опытом с интернет-аудиторией, а не заставлять ее платить. Тем не менее, я считаю, что фильм получился добрым. И если кто-то потрудится вдуматься, он найдет немало инсайдов, которые мы с командой туда заложили.


– В каких жанрах Вам бы еще хотелось поработать, кроме ромкомов?
– У меня готов следующий сценарий. Я его показала Тасбулату Мерекенову, который меня поддержал в стремлении наполнить фильм экшном. Это будет драма, а может, даже мелодрама.

Вообще, я чувствую, что мой жанр — мелодрамы. Комедийные, драматические, но именно эмоциональные фильмы. Мне нравится рассматривать ситуации психологических парадоксов. Например, в фильме «Камень» Светлаков задает вопрос: убил бы себя отец, чтобы спасти жизнь ребенку? Отличный вопрос. Вот из таких вопросов лично у меня рождаются истории.Карим Кадырбаев

kino24.kz